Содержание 1. Область применения 3 2. Нормативные ссылки 3 3. Термины, определения, сокращения 3–4 4. Цель, задачи, планируемые результаты 4–5 5. Принципы реализации наставничества 5–6 6. Порядок реализации программы наставничества 6-7 7. Функциональные обязанности и права куратора 7–8 8. Функциональные обязанности и права наставника 8–9 9. Обязанности и права наставляемого 9 10.Поощрение деятельности куратора, наставника 9 – 10 11.Мониторинг и оценка деятельности наставника 10 1. Область применения Настоящее Положение о наставничестве устанавливает общие требования к внедрению целевой модели наставничества (далее - ЦМН) в образовательном учреждении (далее - ОУ). Применяется руководителем, куратором, работниками ОУ, является обязательным к исполнению всеми участниками реализации ЦМН. 2. Нормативные ссылки Настоящее Положение разработано с учетом требований следующих правовых и нормативных документов: - Трудовой кодекс РФ; - Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»; «О - Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; - «Концепция содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2019 г. № 2705-р.; - «Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2018 г. № 2950 –р.; - Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р; - Федеральный закон от 29 декабря образовании в Российской Федерации»; 2012 г. № 273-ФЗ «Об - Федеральные проекты «Учитель будущего», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)», «Современная школа», «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование»; - распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145 - приказ Министерства образования Приморского края от 23 июля 2020 года №789-а «О внедрении целевой модели наставничества в Приморском крае» 3. Термины, определения, сокращения В настоящем Положении применены следующие термины с соответствующими определениями: куратор - сотрудник ОУ либо организации из числа ее социальных партнеров, который отвечает за внедрение ЦМН и организацию всех этапов программы наставничества (далее - ПН); методология наставничества – система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого; наставляемый – участник ПН, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции; наставник - участник ПН, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного, профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого; наставничество- способ передачи знаний, умений, навыков, предоставление молодым людям помощи и совета от более опытных и знающих людей, оказание поддержки в социализации и взрослении, формирование у них жизненных ценностей и позитивных установок; программа наставничества (ПН)- комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов; форма наставничества - способ реализации ЦМН через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников; целевая модель наставничества (ЦМН) - система структурных компонентов и механизмов, обеспечивающих поэтапную реализацию программ наставничества и роль участников, организующих эти этапы; регулирует отношения, связанные с функционированием и развитием программ наставничества в ОУ. 4. Цель, задачи, планируемые результаты 4.1. Цель реализации ЦМН в ОУ: - оказание помощи в раскрытии личностного, творческого, профессионального потенциала обучающегося и педагога, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации; 4.2. Задачи реализации ЦМН в ОУ: - создание необходимых материально-технических, кадровых, методических условий наставнической деятельности; - выявление обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации; привлечение желающих (обучающихся и педагогов ОУ) получать поддержку наставников; выявление и привлечение потенциальных наставников; формирование базы данных наставников и наставляемых; - организация психолого-педагогического сопровождения участников программы наставничества, включая родителей (законных представителей) наставляемых; - анализ результатов наставнической деятельности, организация мониторинга; - популяризация, продвижение программы наставничества в ОУ и социуме, распространение передового опыта наставнической деятельности, лучших практик наставничества. 4.3. Планируемые результаты реализации ЦМН: - успешная адаптация, активная социализация обучающегося в новом учебном коллективе; - повышение мотивации к учебе, улучшение образовательных результатов обучающегося, в том числе через участие в соревнованиях, конкурсах, проектной и внеурочной деятельности, стажировках; - развитие гибких навыков, метакомпетенций как основы успешной самостоятельной деятельности; - формирование активной гражданской позиции наставляемого; - позитивная социальная адаптация педагога в новом педагогическом коллективе; - построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов, обеспечение преемственности профессиональной деятельности педагогов. 5. Принципы реализации наставничества Реализация наставничества строится на следующих принципах. Принцип научности – использование научно обоснованных технологий; принцип легитимности – соответствие всех действий законодательству Российской Федерации и нормам международного права; принцип гуманизации – ориентация наставнической деятельности на развитие и самоутверждение личности; принцип индивидуализации – сохранение индивидуальных приоритетов в создании для личности собственной траектории развития, учет возрастных, гендерных, национальных, религиозных и других особенностей наставляемых; принцип компетентности–владение куратором и наставником специальной теоретической и практической подготовкой, использование приемов и методов, соответствующих их квалификации и конкретной ситуации; принцип комплексности – согласованное взаимодействие педагогов и других специалистов на всех этапах реализации ПН; принцип лояльности – уважение личности наставляемого, его интересов и свободы выбора, проявление доброжелательности, тактичное отношение наставника независимо от его эмоционального и физического состояния; принцип конфиденциальности – не разглашение информации, полученной в процессе работы с наставляемым, (возможность передачи ее другим лицам лишь с согласия наставляемого); принцип добровольности – участие в ПН по собственному желанию наставляемого, право отказаться от какого – либо вида работ с наставником; принцип активности – активная позиция наставляемого в реализации потребности самопознания и саморазвития, готовность непрерывно меняться как лично, так и профессионально. 6. Порядок реализации ЦМН Реализация ЦМН на базе ОУ предполагает следующий порядок: 6.1. Руководителю требуется издать распорядительный акт о внедрении ЦМН в ОУ, включающий сроки внедрения ЦМН, назначение ответственных за внедрение и реализацию ЦМН (куратор), сроки и этапы проведения мониторинга и оценку эффективности ПН; 6.2.Куратору необходимо составить и представить на обсуждение профессиональному сообществу ОУ проекты плана мероприятий внедрения ЦМН, положения о наставничестве; 6.3.Руководитель должен распорядительным актом утвердить план мероприятий внедрения ЦМН и положение о наставничестве; 6.4.Куратору необходимо создать ПН ОУ, определить в ней формы наставничества в ОУ («ученик - ученик», «учитель - учитель»). 6.5. Участникам ПН следует реализовать ее основные этапы: - подготовка условий для запуска ПН; - формирование базы наставляемых; - формирование базы наставников; - формирование наставнических пар / групп; - организация работы наставнических пар / групп; - завершение наставничества. 7. Функциональные обязанности и права куратора 7.1. Куратор участвует: - в разработке и реализации плана мероприятий внедрения ЦМН в ОУ, нормативных локальных актов по вопросам наставничества; - в привлечении потенциальных наставников, в направлении их на курсы повышения квалификации; - в определении форм поддержки и поощрения лучших наставников; 7.2. Куратор осуществляет: - внедрение ЦМН; - управление и контроль реализации ПН; - выявление обучающихся, педагогов, нуждающихся в наставничестве, - выяснение потребностей, целей и ценностей наставляемых; - отбор наиболее подходящих кандидатур наставников, предоставление списочного состава наставников на утверждение руководителя ОУ; - подбор наставников и наставляемых (пар, групп) на основе схожести интересов; - формирование базы данных наставников, наставляемых, ПН и лучших практик; - контроль за деятельностью наставников; - подведение итогов наставничества; - персонифицированный учет обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в ПН; - оценка достижений наставляемых за период взаимодействия с наставником; - ведение документации: базы данных наставников и наставляемых. 7.3. Куратор имеет право: - участвовать в обсуждении вопросов, связанных с реализацией ПН в ОУ; - вносить предложения по корректировке нормативных локальных актов, касающиеся наставнической деятельности; - знакомиться в установленном порядке с личными делами и иными документами, касающимися наставляемых и наставников; - устанавливать контакты со специалистами других ОУ с целью организации эффективных условий реализации ПН (с согласия руководителя ОУ); - инициировать участие педагогов – наставников в курсах повышения квалификации, в обучающих семинарах, мастер-классах и т.п.; - участвовать в обсуждении вопросов, связанных с поощрением обучающихся наставляемых и педагогов - наставников; 7.4. Куратор осуществляет свою деятельность совместно с рабочей группой, созданной руководителем ОУ, в которую наряду с преподавателями могут входить - социальный педагог, педагог-психолог, учителя – предметники, классные руководители. 8. Функциональные обязанности и права наставника 8.1. Функциональные обязанности наставника: - изучение качеств личности наставляемых, их отношения к учебе, семье, образа жизни, увлечений; - привлечение наставляемого к участию в общественной жизни, к выполнению мероприятий, запланированных ПН; - развитие постоянного интереса к творчеству, инновациям, содействие расширению кругозора, повышению общеобразовательного и культурного уровня наставляемых, формирование ЗОЖ; - установление контактов с семьей; выявление запроса на развитие обучающегося, его адаптацию и социализацию; знакомство родителей (законных представителей) с ПН; - посещение всех мероприятий, проводимых куратором, ведение и своевременное предоставление необходимой документации (план, отчеты по мероприятиям, журнал учета выполненной работы и др.). 8.2. Права наставника: - участие в обсуждении вопросов, связанных с ПН; - знакомство с персональными данными наставляемых с соблюдением требований и условий, предусмотренных трудовым законодательством в целях их защиты; - внесение предложений руководителю ОУ о создании необходимых условий для выполнения ПН; 8.3. Кандидатуры наставников предлагает куратор из числа наиболее подготовленных лиц, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих стабильные результаты в работе (достижения в учебе), способность и готовность делиться своим опытом, обладающих коммуникативными навыками и гибкостью в общении. 9. Обязанности и права наставляемого 9.1. Обязанности наставляемого: - подписание и выполнение условий договора с наставником; - выполнение мероприятий ПН в установленные сроки; - проявление дисциплинированности и организованности. 9.2. Права наставляемого: -участие в обсуждении формирования наставнических пар и групп; -участие в разработке ПН, внесение предложений; - знакомство с документами, содержащими оценку его деятельности. 10. Поощрение деятельности куратора, наставника 10.1. благодарность, почетная грамота администрации ОУ; 11.Мониторинг и оценка деятельности ОО по внедрению ЦМН 11.1. Куратор отслеживает: - реализацию ПН и план взаимодействия наставника и наставляемого; - прогресс наставнических взаимоотношений; - периодичность, тип и качество встреч наставника с наставляемым; - прогресс в развитии наставляемого; - продолжительность и качество наставнических отношений. 11.2. Показателями мониторинга эффективности реализации ЦМН в ОУ являются следующие: - доля детей и подростков в возрасте от 10 до 19 лет от общего количества детей в ОУ, вошедших в ПН в роли наставляемого, %; - доля детей и подростков в возрасте от 15 до 19 лет от общего количества детей в ОУ, вошедших в ПН в роли наставника, %; - доля учителей – молодых специалистов, вошедших в ПН в роли наставляемого, %;