Положение о наставничестве

Содержание
1. Область применения

3

2. Нормативные ссылки

3

3. Термины, определения, сокращения

3–4

4. Цель, задачи, планируемые результаты

4–5

5. Принципы реализации наставничества

5–6

6. Порядок реализации программы наставничества

6-7

7. Функциональные обязанности и права куратора

7–8

8. Функциональные обязанности и права наставника

8–9

9. Обязанности и права наставляемого

9

10.Поощрение деятельности куратора, наставника

9 – 10

11.Мониторинг и оценка деятельности наставника

10

1. Область применения
Настоящее Положение о наставничестве устанавливает общие требования к
внедрению целевой модели наставничества (далее - ЦМН) в образовательном
учреждении (далее - ОУ).
Применяется руководителем, куратором, работниками ОУ, является
обязательным к исполнению всеми участниками реализации ЦМН.

2. Нормативные ссылки
Настоящее Положение разработано с учетом требований следующих
правовых и нормативных документов:
- Трудовой кодекс РФ;
- Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ
благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»;

«О

- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных
объединениях»;
- «Концепция
содействия
развитию
благотворительной
деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года»,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15
ноября 2019 г. № 2705-р.;
- «Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской
Федерации до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от
27 декабря 2018 г. № 2950 –р.;
- Основы
государственной
молодежной
политики
Российской
Федерации на период
до 2025
года,
утвержденные
распоряжением
Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р;
- Федеральный закон от 29 декабря
образовании в Российской Федерации»;

2012

г.

№

273-ФЗ

«Об

- Федеральные проекты «Учитель будущего», «Молодые профессионалы
(Повышение конкурентоспособности профессионального образования)»,
«Современная школа», «Успех каждого ребенка» Национального проекта
«Образование»;
- распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25
декабря 2019 г. № Р-145
- приказ Министерства образования Приморского края от 23 июля 2020 года
№789-а «О внедрении целевой модели наставничества в Приморском крае»

3. Термины, определения, сокращения
В настоящем Положении применены следующие термины с соответствующими
определениями:
куратор - сотрудник ОУ либо организации из числа ее социальных партнеров,
который отвечает за внедрение ЦМН и организацию всех этапов программы
наставничества (далее - ПН);
методология наставничества – система концептуальных взглядов, подходов и
методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом,
позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и
наставляемого;
наставляемый – участник ПН, который через взаимодействие с наставником и
при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и
профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и
компетенции;
наставник - участник ПН, имеющий успешный опыт в достижении
жизненного результата, личностного, профессионального, способный и
готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки
процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого;
наставничество- способ передачи знаний, умений, навыков, предоставление
молодым людям помощи и совета от более опытных и знающих людей,
оказание поддержки в социализации и взрослении, формирование у них
жизненных ценностей и позитивных установок;
программа наставничества (ПН)- комплекс мероприятий и формирующих их
действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и
наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов;
форма наставничества - способ реализации ЦМН через организацию работы
наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной
обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и
позицией участников;
целевая модель наставничества (ЦМН) - система структурных компонентов
и механизмов, обеспечивающих поэтапную реализацию программ
наставничества и роль участников, организующих эти этапы; регулирует
отношения, связанные с функционированием и развитием программ
наставничества в ОУ.

4. Цель, задачи, планируемые результаты

4.1. Цель реализации ЦМН в ОУ:
- оказание помощи в раскрытии личностного, творческого, профессионального
потенциала обучающегося и педагога, необходимого для успешной личной и
профессиональной самореализации;

4.2. Задачи реализации ЦМН в ОУ:
- создание необходимых материально-технических, кадровых, методических
условий наставнической деятельности;
- выявление обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
привлечение желающих (обучающихся и педагогов ОУ) получать поддержку
наставников; выявление и привлечение потенциальных наставников;
формирование базы данных наставников и наставляемых;
- организация психолого-педагогического сопровождения участников
программы наставничества, включая родителей (законных представителей)
наставляемых;
- анализ результатов наставнической деятельности, организация мониторинга;
- популяризация, продвижение программы наставничества в ОУ и социуме,
распространение передового опыта наставнической деятельности, лучших
практик наставничества.
4.3. Планируемые результаты реализации ЦМН:
- успешная адаптация, активная социализация обучающегося в новом учебном
коллективе;
- повышение мотивации к учебе, улучшение образовательных результатов
обучающегося, в том числе через участие в соревнованиях, конкурсах,
проектной и внеурочной деятельности, стажировках;
- развитие гибких навыков, метакомпетенций как основы успешной
самостоятельной деятельности;
- формирование активной гражданской позиции наставляемого;
- позитивная социальная адаптация педагога в новом педагогическом
коллективе;
- построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе
взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов,
обеспечение преемственности профессиональной деятельности педагогов.

5. Принципы реализации наставничества
Реализация наставничества строится на следующих принципах.
Принцип научности – использование научно обоснованных технологий;
принцип легитимности – соответствие всех действий законодательству
Российской Федерации и нормам международного права;
принцип гуманизации – ориентация наставнической деятельности на развитие и
самоутверждение личности;
принцип индивидуализации – сохранение индивидуальных приоритетов в
создании для личности собственной траектории развития, учет возрастных,
гендерных, национальных, религиозных и других особенностей наставляемых;
принцип компетентности–владение куратором и наставником специальной
теоретической и практической подготовкой, использование приемов и методов,
соответствующих их квалификации и конкретной ситуации;
принцип комплексности – согласованное взаимодействие педагогов и других
специалистов на всех этапах реализации ПН;
принцип лояльности – уважение личности наставляемого, его интересов и
свободы выбора, проявление доброжелательности, тактичное отношение
наставника независимо от его эмоционального и физического состояния;
принцип конфиденциальности – не разглашение информации, полученной в
процессе работы с наставляемым, (возможность передачи ее другим лицам
лишь с согласия наставляемого);
принцип добровольности – участие в ПН по собственному желанию
наставляемого, право отказаться от какого – либо вида работ с наставником;
принцип активности – активная позиция наставляемого в реализации
потребности самопознания и саморазвития, готовность непрерывно меняться
как лично, так и профессионально.

6. Порядок реализации ЦМН
Реализация ЦМН на базе ОУ предполагает следующий порядок:
6.1. Руководителю требуется издать распорядительный акт о внедрении ЦМН в
ОУ, включающий сроки
внедрения ЦМН, назначение ответственных за
внедрение и реализацию ЦМН (куратор), сроки
и этапы проведения
мониторинга и оценку эффективности ПН;
6.2.Куратору необходимо
составить и представить на обсуждение
профессиональному сообществу ОУ проекты плана мероприятий внедрения
ЦМН, положения о наставничестве;
6.3.Руководитель должен распорядительным актом утвердить
план
мероприятий внедрения ЦМН и положение о наставничестве;
6.4.Куратору необходимо создать ПН ОУ, определить в ней формы
наставничества в ОУ («ученик - ученик», «учитель - учитель»).

6.5. Участникам ПН следует реализовать ее основные этапы:
- подготовка условий для запуска ПН;
- формирование базы наставляемых;
- формирование базы наставников;
- формирование наставнических пар / групп;
- организация работы наставнических пар / групп;
- завершение наставничества.
7. Функциональные обязанности и права куратора
7.1. Куратор участвует:
- в разработке и реализации плана мероприятий внедрения ЦМН в ОУ,
нормативных локальных актов по вопросам наставничества;
- в привлечении потенциальных наставников, в направлении их на курсы
повышения квалификации;
- в определении форм поддержки и поощрения лучших наставников;
7.2. Куратор осуществляет:
- внедрение ЦМН;
- управление и контроль реализации ПН;
- выявление обучающихся, педагогов, нуждающихся в наставничестве,
- выяснение потребностей, целей и ценностей наставляемых;
- отбор наиболее
подходящих кандидатур наставников, предоставление
списочного состава наставников на утверждение руководителя ОУ;
- подбор наставников и наставляемых (пар, групп) на основе схожести
интересов;
- формирование базы данных наставников, наставляемых, ПН и лучших
практик;
- контроль за деятельностью наставников;
- подведение итогов наставничества;
- персонифицированный
учет обучающихся, молодых специалистов и
педагогов, участвующих в ПН;
- оценка достижений наставляемых за период взаимодействия с
наставником;
- ведение документации: базы данных наставников и наставляемых.
7.3. Куратор имеет право:
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с реализацией ПН в ОУ;
- вносить предложения по корректировке нормативных локальных актов,
касающиеся наставнической деятельности;
- знакомиться в установленном порядке с личными делами и иными
документами, касающимися наставляемых и наставников;
- устанавливать контакты со специалистами других ОУ с целью организации
эффективных условий реализации ПН (с согласия руководителя ОУ);
- инициировать участие педагогов – наставников в курсах повышения
квалификации, в обучающих семинарах, мастер-классах и т.п.;
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с поощрением обучающихся наставляемых и педагогов - наставников;

7.4. Куратор осуществляет свою деятельность совместно с рабочей группой,
созданной руководителем ОУ, в которую наряду с преподавателями могут
входить - социальный педагог, педагог-психолог, учителя – предметники,
классные руководители.
8. Функциональные обязанности и права наставника
8.1. Функциональные обязанности наставника:
- изучение качеств личности наставляемых, их отношения к учебе, семье,
образа жизни, увлечений;
- привлечение наставляемого к участию в общественной жизни, к выполнению
мероприятий, запланированных ПН;
- развитие постоянного интереса к творчеству, инновациям, содействие
расширению кругозора, повышению общеобразовательного и культурного
уровня наставляемых, формирование ЗОЖ;
- установление контактов с семьей; выявление запроса на развитие
обучающегося, его адаптацию и социализацию; знакомство родителей
(законных представителей) с ПН;
- посещение всех мероприятий, проводимых куратором, ведение и
своевременное предоставление необходимой документации (план, отчеты по
мероприятиям, журнал учета выполненной работы и др.).
8.2. Права наставника:
- участие в обсуждении вопросов, связанных с ПН;
- знакомство с персональными данными наставляемых с соблюдением
требований и условий, предусмотренных трудовым законодательством в целях
их защиты;
- внесение предложений руководителю ОУ о создании необходимых условий
для выполнения ПН;
8.3. Кандидатуры наставников предлагает куратор из числа наиболее
подготовленных лиц, обладающих высокими профессиональными качествами,
имеющих стабильные результаты в работе (достижения в учебе), способность
и готовность делиться своим опытом, обладающих коммуникативными
навыками и гибкостью в общении.
9. Обязанности и права наставляемого
9.1. Обязанности наставляемого:
- подписание и выполнение условий договора с наставником;
- выполнение мероприятий ПН в установленные сроки;
- проявление дисциплинированности и организованности.
9.2. Права наставляемого:
-участие в обсуждении формирования наставнических пар и групп;
-участие в разработке ПН, внесение предложений;
- знакомство с документами, содержащими оценку его деятельности.
10. Поощрение деятельности куратора, наставника
10.1. благодарность, почетная грамота администрации ОУ;

11.Мониторинг и оценка деятельности ОО по внедрению ЦМН
11.1. Куратор отслеживает:
- реализацию ПН и план взаимодействия наставника и наставляемого;
- прогресс наставнических взаимоотношений;
- периодичность, тип и качество встреч наставника с наставляемым;
- прогресс в развитии наставляемого;
- продолжительность и качество наставнических отношений.
11.2. Показателями мониторинга эффективности реализации ЦМН в ОУ
являются следующие:
- доля детей и подростков в возрасте от 10 до 19 лет от общего количества
детей в ОУ, вошедших в ПН в роли наставляемого, %;
- доля детей и подростков в возрасте от 15 до 19 лет от общего количества
детей в ОУ, вошедших в ПН в роли наставника, %;
- доля учителей – молодых специалистов, вошедших в ПН в роли
наставляемого, %;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».