Рабочая программа составлена на основе программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по математике. Программа рассчитана на один год обучения в объеме 68 часов. Данный элективный курс является предметно-ориентированным для выпускников общеобразовательной школы при подготовке к ЕГЭ по математике и направлен на формирование умений и способов деятельности, связанных с решением задач повышенного уровня сложности; на расширение и углубление содержания курса математики с целью дополнительной подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ, а также дополняет изучаемый материал на уроках системой упражнений и задач, которые углубляют и расширяют школьный курс алгебры и начал анализа, геометрии и позволяет начать целенаправленную подготовку к сдаче ЕГЭ. Цели курса: • создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков самоанализа, обобщения и систематизации полученных знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности; • углубить и систематизировать знания учащихся по основным разделам математики; • познакомить учащихся с некоторыми методами и приемами решения математических задач, выходящих за рамки школьного учебника математики; • формировать умения применять полученные знания при решении нестандартных задач; • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научнотехнического прогресса. • • • • • Задачи курса: развить интерес и положительную мотивацию изучения предмета; сформировать и совершенствовать у учащихся приемы и навыки решения задач повышенной сложности, предлагаемых на ЕГЭ; продолжить формирование опыта творческой деятельности учащихся через развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления для дальнейшего обучения; способствовать развитию у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать; формировать навыки работы с дополнительной литературой, использования различных интернет - ресурсов. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Личностным результатом изучения курса является формирование следующих умений и качеств: - умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; - критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; - представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации; - креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач; - умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; - способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; - воли и настойчивости в достижении цели. Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). - представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; - умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; - умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; - умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; - умение выдвигать гипотезы при решение учебных задач и понимать необходимость их проверки; - умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; - понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; - умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; - умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; Регулятивные УУД: - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УУД; - выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; - составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); - работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); - в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки; Познавательные УУД: - проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; - давать определения понятиям; Коммуникативные УУД: - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); - в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы; - учиться критично относится к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; - понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории); Предметные результаты изучения курса. • Учащиеся должны знать, что такое проценты и сложные проценты, основное свойство пропорции. • Знать схему решения линейных, квадратных, дробно-рациональных, иррациональных уравнений. • Знать способы решения систем уравнений. • проводить тождественные преобразования иррациональных, показательных, логарифмических и тригонометрических выражений. • решать иррациональные, логарифмические и тригонометрические уравнения и неравенства. • решать системы уравнений изученными методами. • строить графики элементарных функций и проводить преобразования графиков, используя изученные методы. • применять аппарат математического анализа к решению задач. • применять основные методы геометрии (проектирования, преобразований, векторный, координатный) к решению геометрических задач. • Уметь применять вышеуказанные знания на практике. Изучение данного курса дает учащимся возможность: - повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики; - освоить основные приемы решения задач; - овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи; - овладеть и пользоваться на практике техникой сдачи теста; - познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач; - повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности; - познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Ученик научится Числа и выражения. Преобразование выражений. Ученик научится Владеть базовым понятийным аппаратом. Проводить устные и письменные логические обоснования при решении заданий на вычисление. Решать задания на вычисление с анализом результата, определением хода решения и выстраиванием логической цепочки рассуждений, соотнесением ответа с условием. Выполнять задания на построение и исследование простейших математических моделей: моделировать реальные ситуации с использованием статистических и вероятностных методов, решать методом перебора, а также с использованием известных формул. Излагать и оформлять решение логически правильно, с необходимыми пояснениями. Использовать Практико-ориентированные задачи. Уравнения и неравенства. готовые компьютерные программы для поиска пути решения уравнений и неравенств. Решать задачи на вычисление с анализом результата, определением хода решения задачи и выстраиванием логической цепочки рассуждений, соотнесением ответа с условием задачи. Выполнять задания на построение и исследование простейших математических моделей: моделировать реальные ситуации с использованием статистических и вероятностных методов, решать методом перебора, а также с использованием известных форму. Излагать и оформлять решение логически правильно, с необходимыми пояснениями. Приводить примеры реальных явлений и процессов, в том числе тех в которых описываются предложенные условия. Строить и исследовать математические модели реальных зависимостей из различных областей математики и смежных дисциплин, показывающие ограничения в применении математических моделей. Давать определения, формулировать свойства тригонометрических функций. Производить тождественные преобразования, вычислять значения выражений. Излагать и оформлять решение логически последовательно, с необходимыми пояснениями. Использовать свойства функций , входящих в уравнение для обоснования утверждения о существовании решений и об их количестве. Использовать идею координат на плоскости для представления алгебраических объектов. Решать уравнения ,неравенства , использовать свойства функций , входящих в уравнение для обоснования утверждения о существовании. Знать определения, формулировать свойства степеней, логарифмов. Решать показательные уравнения: 1) методом уравнивания показателей 2) методом введения новой переменной; 3) методом разложения на множители; 4) функционально-графическим методом . Решать логарифмические уравнения: 1) однородные относительно показательной и логарифмической функции 2) используя свойства монотонности 3)методом оценок 4)логарифмированием обеих частей уравнения Излагать и оформлять решение логически правильно, с необходимыми пояснениями. Геометрия: планиметрия и стереометрия. Использовать свойства плоских и пространственных фигур, методы вычисления их линейных элементов и углов. Формулировать определения, свойства пространственных фигур, формулировки определений и теорем. Применять методы решения задач на вычисления и доказательства. Решать задачи на построение и вычисление с анализом условия задачи, определением хода решения задачи. Приводить примеры реальных объектов, характеристики которых описываются. Исходя из условий задачи составлять числовые выражения, уравнения и находить значение искомых определений и значение искомых величин. Выполнять геометрические построения. Использовать алгебраический аппарат при решении геометрических задач. Применять основные формулы для вычисления площадей поверхности и объемов многогранников и тел вращения. Название раздела Числа и выражения. Преобразование выражений. Практико-ориентированные задачи. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Краткое содержание учебной темы (раздела) Целые числа и десятичные дроби. Обыкновенные дроби. Применение свойств квадратного трехчлена. Использование свойств функции. Уравнения и тождества. Свойства чисел. Простейшие текстовые задачи. Задачи с прикладным содержанием Основные задачи на проценты. Пропорция. Прямо пропорциональные и обратно пропорциональные зависимости Финансовая математика. Задачи на теорию вероятности. Уравнения и неравенства. Понятия арккосинуса, арксинуса и арктангенса; формулы корней простейших тригонометрических уравнений; приёмы решений различных типов уравнений; Показательная функция, её свойства и график. Показательные уравнения. Показательные неравенства. Свойства логарифмов для преобразований логарифмических выражений; формула перехода от логарифма по одному основанию к логарифму по другому основанию; свойства логарифмической функции при сравнении значений выражений и решении логарифмических уравнений и неравенств; различные логарифмические уравнения и логарифмические неравенства на основании свойств логарифмической функции. Геометрия: планиметрия и стереометрия. Теорема Пифагора. Теорема косинусов. Теорема синусов. Нахождение площадей треугольников и четырёхугольников. Линейные величины треугольников и четырёхугольников. Угловые величины треугольников и четырёхугольников. Окружность и круг. Вписанная окружность и описанная окружность. Многогранники. Тела вращения. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Название раздела Числа и выражения. Преобразование выражений. Практико-ориентированные задачи. Уравнения и неравенства. Геометрия: планиметрия и стереометрия. Модуль воспитательной программы Количество «Школьный урок» часов День чтения книг. День интернета. 16 День инженера механика. День науки. Женщина – математик С.В. Ковалевская Международный день экономики. День 12 степлера. Карл Гаус и его система единиц. 30 Всемирный день спасибо. Всемирный день здоровья. День семьи. 10 Всего 68