Проект Родительского клуба для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья «ШАГ НАВСТРЕЧУ» Введение Проект Родительского клуба для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья «ШАГ НАВСТРЕЧУ» рассчитан на родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Приветствуется участие в родительских встречах других членов семьи (бабушек, дедушек, других членов семьи особенного ребёнка), учитывая, что они, как члены семьи, оказывают влияние на ребенка, участвуют в его воспитании. Срок реализации проекта – 1 учебный год (затем он получит своё продолжение, подкорректированный в зависимости от запросов, потребностей участников клубных встреч.). Заседания клуба проводятся 2 раза в учебную четверть по субботам. Продолжительность и время проведения одного занятия 1,5-2 часа. Основной состав группы будет постоянным, это позволит родителям лучше осознать предлагаемый материал и замотивировать родителей на практическое использование знаний в обучении и воспитании детей в домашних условиях. Пояснительная записка. Индивидуальность ребенка формируется в семье и воспитательная работа в школе должна быть организована только с учетом этого фактора. Создание единой благоприятной воспитательной среды необходимо, чтобы раскрыть потенциальные возможности и личностного развития ребенка. Родители, имеющие ребенка с ОВЗ, нуждаются в помощи педагогов и специалистов.Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, сталкиваются со специфическими проблемами, испытывают затруднения в их разрешении: некомпетентность по вопросам воспитания и развития аномального ребенка, незнание родителями элементарных психолого-педагогических знаний для коррекционного обучения и воспитания ребенка в домашних условиях в доступном для него формате; искажение контактов с окружающим социумом и, как следствие, отсутствие поддержки со стороны социума и т.д. Различные факторы, такие как нарушение эмоциональных отношений в семье, вызванные постоянным стрессовым состоянием родителей, проблемы в общении с окружающими препятствуют формированию детской личности и приводит к негативным последствиям в развитии ребенка. Родители нуждаются в знаниях необходимых в воспитании детей, специфике их поведения, особенностях их психофизического развития и т.п. Педагоги и специалисты могут оказать неоценимую помощь родителям, как лучше чувствовать и понимать своего ребенка и как правильно строить взаимоотношения, уметь использовать необходимые средства и методики. Родительский клуб является связующим звеном между педагогами, различными специалистами, родителями, опекунами, заинтересованными в решении проблем своих детей. В условиях неформального общения участники клуба не только знакомятся друг с другом, но и делятся собственным опытом взаимодействия со своим ребенком и обмениваются размышлениями о себе и своей работе, участвуют в тренингах и исследованиях. Семья является той естественной средой, которая обеспечивает гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка. Главной, исторически сложившейся, формой работы специалистов (врачей, педагогов и психологов) с родителями детей с отклонениями в развитии, является образовательно-просветительское направление. Долгое время при работе с семьей внимание концентрировалось на самом ребенке, но не на функционировании семьи, не на её членах, оказавшихся в ситуации психологической травмы, семейного стресса и кризиса. Исследование семей, воспитывающих ребенка-инвалида, показало, что родители больного ребенка, при высокой готовности посвятить себя решению проблем ребенка, недопонимают (недооценивают) прямую взаимосвязь между состоянием ребенка и всей семьи с личностным состоянием родителя, значимость работы с личностными проблемами, поэтому возникает необходимость оказания психологической помощи не только инвалиду, но и его родственникам. Результаты анкетирования родителей по выявлению их заинтересованности к участию в работе клуба «Шаг навстречу» показали, что часть опрошенных родителей не высказывают потребности в психолого-педагогической работе лично с ними и их семьями. Для родителей, имеющих запрос на работу со специалистами центра, групповая форма работы оказалась более востребованной, чем индивидуальная. В ходе предварительных бесед, родители выразили желание общаться с друг с другом, так как имеют схожие проблемы и готовы обмениваться опытом и оказывать взаимопомощь друг другу.То есть, многоаспектность проблем больного ребенка вынуждает родителей ощутить недостаточную родительскую компетентность в вопросах психолого-педагогического воздействия на ребенка, чем и определяется содержание их запросов к специалистам.При составлении программы деятельности клуба учтены как запросы родителей, так и объективно имеющаяся, но не обозначенная родителями, потребность в личностной психологической помощи и поддержке. Групповая форма работы несет в себе мощный ресурс для решения задач как педагогических, так и психологических. Данный проект, оставляя в приоритете вопросы педагогического просвещения, включает в себя и задачи развития психологической компетентности родителей в самопознании и познании ребенка, в умении оказать себе помощь в стрессовой ситуации. Цель: – повышение психолого - педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с психофизическими нарушениями посредством психолого-педагогического просвещения; привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и обучению ребенка; оптимизация взаимодействия школы и родителей по вопросам воспитания, реабилитации и помощь в социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: • формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с нарушениями развития, навыки содержания и воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации; • расширить видение родителями своих воспитательных функций в отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья; • познакомить родителей с эффективными методами родительско -детского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка; • мотивировать родителей к взаимодействию со специалистами учреждения, участию во встречах клуба «Шаг навстречу»; • способствовать расширению контактов с социумом; • оказатьпсихологическую и коррекционно - педагогическую поддержку семьям в вопросах обучения и развития детей, взаимное доверие в системе отношений между образовательным учреждением,семьёй; •повышатьправовую компетентность родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и ознакомление с основами законодательства в сфере защиты прав детей; •проводитьпросветительскую работу по проблемам нарушений развития детей и их коррекции; • пропагандироватьположительный опыт семейного воспитания. Формы работы: - круглый стол; пресс-клубы и тематические круглые столы; публикации опыта воспитания ребенка в семье; встречи с представителями власти; - психологическая гостиная; - консультации; индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка; - дискуссия; - деловая игра; - тематическая лекция; - групповые занятия; – выставки увлечений и достижений детей; совместное праздничное мероприятие; – организация выездных мероприятий: посещение театров, музеев, выставок, выезд за город и пр.; образовательные семинары; участие в экспертизе динамики развития ребенка. психологические тренинги; общественные акции; занятия в системе «ребенок ― родитель ― специалист»; Виды деятельности: - Совместная работа педагогов, родителей и учащихся (подготовка и проведение праздников, концертов, конкурсов, экскурсий, спортивно-оздоровительных мероприятий); - Диагностическая работа (анкетирование, тестирование, супервизия, индивидуальные беседы); - Психолого-педагогическая помощь (мини-лекции, презентации, индивидуальные и групповые консультации специалистов, просмотр видеороликов, конференции, круглый стол). Специалисты клуба: - медперсонал образовательного учреждения; - педагог-психолог; - социальный педагог; - дефектолог; -классный руководитель, учителя - предметники; Предполагаемые результаты: -положительная адаптация к условиям ОУ; -положительная динамика в развитии личности ребенка, развитии навыков общения; - выстраивание гармоничных отношений в семье с детьми с ОВЗ; - освоение родителями нормативно-правовой базы для семей , воспитывающих детей с ОВЗ; - успешная социализация учащихся с ОВЗ, приобретение социального опыта вне дома. Родители: • достаточно информированы в вопросах коррекции проблем в развитии детей с ОВЗ; • получение квалифицированной психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ; • адекватные установки в отношении перспектив ребенка; • гармоничные отношения родителей и детей; Тематический план занятий родительского клуба 1. Сентябрь. «Знакомство. Права и льготы детей с ОВЗ и их семей. Стили семейного воспитания» Цель: • Знакомство с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ. Презентация «Мы расскажем о себе...» Привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и взаимодействию с ребенком. Задачи: • Информировать родителей о деятельности ОУ. Познакомить участников встречи с правами и льготами детей с ОВЗ и их родителей. Предоставить информацию о родительских стилях воспитания. Мотивировать родителей на участие в мероприятиях, проводимых клубом. Создать благоприятную, доброжелательную атмосферу в ходе мероприятия посредством игровых техник. 2. Октябрь. «Материнская любовь» Цель: • Способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия между мамой и ребенком. Задачи: • Создать эмоционально положительный настрой на совместную работу; Снять барьеры в общении и перейти к открытым, доверительным отношениям; Показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их. 3. Ноябрь. «Тело как зеркало души» Цель: • Рассказать о связи эмоциональных проблем и физического самочувствия человека. Задачи: • Содействовать снижению утомляемости, тревожности, речевых и мышечных зажимов, эмоционального напряжения. Способствовать укреплению эмоциональной устойчивости, повышение настроения. 4. Декабрь. «Почему мой ребенок злой?» Цель: • Способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия между мамой и ребенком Задачи: • познакомить с причинами появления агрессивности; помочь участникам встречи в поиске путей преодоления агрессивного поведения детей; познакомить с основными методами и приемами взаимодействия с детьми, проявляющими агрессию. 5. Январь. «Детские провокации, или как установить запреты» Цель: • Обсуждение проблемы детско-родительских отношений в семье, правил установления запретов и необходимости наказаний. Задачи: • Обсудить вопросы, касающиеся наказания, запретов, ограничений в процессе воспитания детей. Предоставить возможность родителям поделиться опытом воспитания. Выработать наиболее приемлемые способы ограничений, запретов в воспитании детей. Способствовать повышению настроения при помощи коммуникативных игр. 6. Февраль. «Маленькие манипуляторы». Цель: • Способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия между мамой и ребенком Задачи: • Познакомить участников встречи с понятием «детская манипуляция» и причинами ее возникновения. -Рассказать о проявлениях детских манипуляций и выработать рекомендации для решения данной проблемы. -Создать эмоционально положительный настрой на совместную работу. 7. Март. «Мама – первое слово…» Цель: - воспитание заботливого отношения к маме, бабушке; - формирование положительных эмоций в семье; - совместная творческая деятельность; - популяризация детского творчества; -развитие коммуникативных способностей; Задачи: - обменяться родительским опытом; получить консультирование психолога в области возрастной психологии ребёнка; - оказать помощь в социальной адаптации ребёнку с ограниченными возможностями здоровья. 8. Апрель. «Покорение космоса» Цель: -семейный просмотр фильмов «Юрий Гагарин», «Время первых»; -диспут по итогам просмотра; -интерактивная игра «Что ты знаешь о космосе»?; -выставка творческих детских работ «Космические дали». Задачи: - активизация патриотического воспитания учащихся; 9.Май Диагностическая работа с родителями Составитель проекта: Борисова Елена Васильевна, заместитель директора ОУ по УВР МКОУ СОШ им.А.А.Фадеева