Проект Родительского клуба для родителей воспитывающих детей с ОВЗ

Проект Родительского клуба для родителей,
воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
«ШАГ НАВСТРЕЧУ»
Введение
Проект Родительского клуба для родителей, воспитывающих детей с ограниченными
возможностями здоровья «ШАГ НАВСТРЕЧУ» рассчитан на родителей детей с
ограниченными возможностями здоровья. Приветствуется участие в родительских встречах
других членов семьи (бабушек, дедушек, других членов семьи особенного ребёнка),
учитывая, что они, как члены семьи, оказывают влияние на ребенка, участвуют в его
воспитании.
Срок реализации проекта – 1 учебный год (затем он получит своё продолжение,
подкорректированный в зависимости от запросов, потребностей участников клубных
встреч.). Заседания клуба проводятся 2 раза в учебную четверть по субботам.
Продолжительность и время проведения одного занятия 1,5-2 часа. Основной состав группы
будет постоянным, это позволит родителям лучше осознать предлагаемый материал и
замотивировать родителей на практическое использование знаний в обучении и воспитании
детей в домашних условиях.
Пояснительная записка.
Индивидуальность ребенка формируется в семье и воспитательная работа в школе
должна быть организована только с учетом этого фактора. Создание единой благоприятной
воспитательной среды необходимо, чтобы раскрыть потенциальные возможности и
личностного развития ребенка. Родители, имеющие ребенка с ОВЗ, нуждаются в помощи
педагогов и специалистов.Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии,
сталкиваются со специфическими проблемами, испытывают затруднения в их разрешении:
некомпетентность по вопросам воспитания и развития аномального ребенка, незнание
родителями элементарных психолого-педагогических знаний для коррекционного обучения
и воспитания ребенка в домашних условиях в доступном для него формате; искажение
контактов с окружающим социумом и, как следствие, отсутствие поддержки со стороны
социума и т.д. Различные факторы, такие как нарушение эмоциональных отношений в семье,
вызванные постоянным стрессовым состоянием родителей, проблемы в общении с
окружающими препятствуют формированию детской личности и приводит к негативным
последствиям в развитии ребенка. Родители нуждаются в знаниях необходимых в
воспитании детей, специфике их поведения, особенностях их психофизического развития и
т.п. Педагоги и специалисты могут оказать неоценимую помощь родителям, как лучше
чувствовать и понимать своего ребенка и как правильно строить взаимоотношения, уметь
использовать необходимые средства и методики. Родительский клуб является связующим
звеном между педагогами, различными специалистами, родителями, опекунами,
заинтересованными в решении проблем своих детей. В условиях неформального
общения участники клуба не только знакомятся друг с другом, но и делятся
собственным опытом взаимодействия со своим ребенком и обмениваются
размышлениями о себе и своей работе, участвуют в тренингах и исследованиях. Семья
является той естественной средой, которая обеспечивает гармоничное развитие и
социальную адаптацию ребенка. Главной, исторически сложившейся, формой работы
специалистов (врачей, педагогов и психологов) с родителями детей с отклонениями в
развитии, является образовательно-просветительское направление. Долгое время при работе
с семьей внимание концентрировалось на самом ребенке, но не на функционировании семьи,
не на её членах, оказавшихся в ситуации психологической травмы, семейного стресса и
кризиса. Исследование семей, воспитывающих ребенка-инвалида, показало, что родители
больного ребенка, при высокой готовности посвятить себя решению проблем ребенка,
недопонимают (недооценивают) прямую взаимосвязь между состоянием ребенка и всей

семьи с личностным состоянием родителя, значимость работы с личностными проблемами,
поэтому возникает необходимость оказания психологической помощи не только инвалиду,
но и его родственникам. Результаты анкетирования родителей по выявлению их
заинтересованности к участию в работе клуба «Шаг навстречу» показали, что часть
опрошенных родителей не высказывают потребности в психолого-педагогической работе
лично с ними и их семьями. Для родителей, имеющих запрос на работу со специалистами
центра, групповая форма работы оказалась более востребованной, чем индивидуальная. В
ходе предварительных бесед, родители выразили желание общаться с друг с другом, так как
имеют схожие проблемы и готовы обмениваться опытом и оказывать взаимопомощь друг
другу.То есть, многоаспектность проблем больного ребенка вынуждает родителей ощутить
недостаточную родительскую компетентность в вопросах психолого-педагогического
воздействия на ребенка, чем и определяется содержание их запросов к специалистам.При
составлении программы деятельности клуба учтены как запросы родителей, так и
объективно имеющаяся, но не обозначенная родителями, потребность в личностной
психологической помощи и поддержке. Групповая форма работы несет в себе мощный
ресурс для решения задач как педагогических, так и психологических. Данный проект,
оставляя в приоритете вопросы педагогического просвещения, включает в себя и задачи
развития психологической компетентности родителей в самопознании и познании ребенка, в
умении оказать себе помощь в стрессовой ситуации.
Цель:
–

повышение психолого - педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания,
развития и социальной адаптации детей с психофизическими нарушениями посредством
психолого-педагогического просвещения;

привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и
обучению ребенка;
оптимизация взаимодействия школы и родителей по вопросам воспитания, реабилитации и
помощь в социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
•
формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с нарушениями
развития, навыки содержания и воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья,
создания безопасной среды, успешной социализации;
•
расширить видение родителями своих воспитательных функций в отношении
ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
•
познакомить родителей с эффективными методами родительско -детского
взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности
ребенка;
•
мотивировать
родителей к взаимодействию со специалистами учреждения,
участию во встречах клуба «Шаг навстречу»;
•
способствовать расширению контактов с социумом;
• оказатьпсихологическую и коррекционно - педагогическую поддержку семьям в вопросах
обучения и развития детей, взаимное доверие в системе отношений между образовательным
учреждением,семьёй;
•повышатьправовую компетентность родителей в вопросах государственных гарантий
семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и ознакомление с
основами законодательства в сфере защиты прав детей;
•проводитьпросветительскую работу по проблемам нарушений развития детей и их
коррекции;
• пропагандироватьположительный опыт семейного воспитания.

Формы работы:
- круглый стол; пресс-клубы и тематические круглые столы; публикации опыта воспитания
ребенка в семье; встречи с представителями власти;
- психологическая гостиная;
- консультации; индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка;
- дискуссия;
- деловая игра;
- тематическая лекция;
- групповые занятия;
–

выставки увлечений и достижений детей;

совместное праздничное мероприятие;
–

организация выездных мероприятий: посещение театров, музеев, выставок, выезд за
город и пр.;

образовательные семинары; участие в экспертизе динамики развития ребенка.
психологические тренинги; общественные акции;
занятия в системе «ребенок ― родитель ― специалист»;
Виды деятельности:
- Совместная работа педагогов, родителей и учащихся (подготовка и проведение
праздников, концертов, конкурсов, экскурсий, спортивно-оздоровительных
мероприятий);
- Диагностическая работа (анкетирование, тестирование, супервизия,
индивидуальные беседы);
- Психолого-педагогическая помощь (мини-лекции, презентации, индивидуальные и
групповые консультации специалистов, просмотр видеороликов, конференции,
круглый стол).
Специалисты клуба:
- медперсонал образовательного учреждения;
- педагог-психолог;
- социальный педагог;
- дефектолог;
-классный руководитель, учителя - предметники;
Предполагаемые результаты:
-положительная адаптация к условиям ОУ;
-положительная динамика в развитии личности ребенка, развитии навыков общения;
- выстраивание гармоничных отношений в семье с детьми с ОВЗ;
- освоение родителями нормативно-правовой базы для семей , воспитывающих детей с
ОВЗ;
- успешная социализация учащихся с ОВЗ, приобретение социального опыта вне дома.
Родители:
• достаточно информированы в вопросах коррекции проблем в развитии детей с ОВЗ;
• получение квалифицированной психолого-педагогической помощи по воспитанию и
развитию ребенка с ОВЗ;
• адекватные установки в отношении перспектив ребенка;
• гармоничные отношения родителей и детей;

Тематический

план занятий

родительского клуба

1. Сентябрь.

«Знакомство. Права и льготы детей с ОВЗ и их семей. Стили семейного воспитания»
Цель:
•
Знакомство с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ.
Презентация «Мы расскажем о себе...»
Привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и
взаимодействию с ребенком.
Задачи:
•
Информировать родителей о деятельности ОУ.
Познакомить участников встречи с правами и льготами детей с ОВЗ и их родителей.
Предоставить информацию о родительских стилях воспитания.
Мотивировать родителей на участие в мероприятиях, проводимых клубом.
Создать благоприятную, доброжелательную атмосферу в ходе мероприятия посредством
игровых техник.
2. Октябрь.

«Материнская любовь»
Цель:
•
Способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование
навыков эффективного взаимодействия между мамой и ребенком.
Задачи:
•
Создать эмоционально положительный настрой на совместную работу;
Снять барьеры в общении и перейти к открытым, доверительным отношениям;
Показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои
отношения с детьми и эмоционально обогатить их.
3. Ноябрь.

«Тело как зеркало души»
Цель:
•
Рассказать о связи эмоциональных проблем и физического самочувствия человека.
Задачи:
•
Содействовать снижению утомляемости, тревожности, речевых и мышечных зажимов,
эмоционального напряжения.
Способствовать укреплению эмоциональной устойчивости, повышение настроения.
4. Декабрь.

«Почему мой ребенок злой?»
Цель:
•
Способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование
навыков эффективного взаимодействия между мамой и ребенком
Задачи:
•
познакомить с причинами появления агрессивности;
помочь участникам встречи в поиске путей преодоления агрессивного поведения детей;
познакомить с основными методами и приемами взаимодействия с детьми, проявляющими
агрессию.

5. Январь.

«Детские провокации, или как установить запреты»
Цель:
•
Обсуждение проблемы детско-родительских отношений в семье, правил установления
запретов и необходимости наказаний.
Задачи:
•
Обсудить вопросы, касающиеся наказания, запретов, ограничений в процессе
воспитания детей.
Предоставить возможность родителям поделиться опытом воспитания.
Выработать наиболее приемлемые способы ограничений, запретов в воспитании детей.
Способствовать повышению настроения при помощи коммуникативных игр.
6.

Февраль.

«Маленькие манипуляторы».
Цель:
•
Способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование
навыков эффективного взаимодействия между мамой и ребенком
Задачи:
•
Познакомить участников встречи с понятием «детская манипуляция» и причинами ее
возникновения.
-Рассказать о проявлениях детских манипуляций и выработать рекомендации для решения
данной проблемы.
-Создать эмоционально положительный настрой на совместную работу.
7. Март.

«Мама – первое слово…»
Цель:
- воспитание заботливого отношения к маме, бабушке;
- формирование положительных эмоций в семье;
- совместная творческая деятельность;
- популяризация детского творчества;
-развитие коммуникативных способностей;
Задачи:
- обменяться родительским опытом;
получить консультирование
психолога
в области
возрастной психологии
ребёнка;
- оказать помощь в социальной адаптации ребёнку с ограниченными возможностями
здоровья.
8. Апрель.

«Покорение космоса»
Цель:
-семейный просмотр фильмов «Юрий Гагарин», «Время первых»;
-диспут по итогам просмотра;
-интерактивная игра «Что ты знаешь о космосе»?;

-выставка творческих детских работ «Космические дали».
Задачи:
- активизация патриотического воспитания учащихся;
9.Май
Диагностическая работа с родителями
Составитель проекта:
Борисова Елена Васильевна, заместитель директора ОУ по УВР
МКОУ СОШ им.А.А.Фадеева


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».