ПАСПОРТ ПРОЕКТА ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ «Каждый ребёнок - особенный, все дети — равные!» в МКОУСОШ им.А.А.ФАДЕЕВА с.ЧУГУЕВКА ЧУГУЕВСКОГО РАЙОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ Наименование Создание модели инклюзивной среды проекта Нормативно-правовые - Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31); основания для - Конституция Российской Федерации; разработки проекта - Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы, Письмо Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР от 28.07.1980 № от 8 июля 1980 г. № 281-М и от 28 июля 1980г., № 17-13-186; - О социальной защите инвалидов в Российской Федерации Закон Российской федерации с дополнениями, изменениями от 24.11.1995г., № N 181-ФЗ; - Закон РФ от 24.07.1998г., № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации”; - Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998г., N 867, от 10.03.2009г. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002г., N 919, от 18.08.2008г., N 617, от 10.03.2009г., N 216); - О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения), Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000г., № № 27/901-6; - О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями), Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001г., № N 29/1524-6; - Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения), Письмо Минобразования РФ от 30.03.2001г., № № 29/1470-6; - Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования, Приложение к Письму Минобразования и науки РФ от 27.06.2003г., № № 28-51-513/6; - Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект, Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003, № N 27/2722-6; - О федеральных головных и окружных учебно-методических центрах по обучению инвалидов, Приказ Минобразования РФ от 24.05.2004г., № N 2356; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004г., № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008г., № 164, от 31.08.2009г., № 320, от 19.10.2009г., № 427, от 10.11.2011г., № 2643, от 24.01.2012г., № 39, от 31.01.2012г., № 69); - Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы Приказ министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.08.2005г., № N 535; - Об утверждении формы документов государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании и документов об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.11.2005г., № N 281; - Приказ Минобрнауки России от 6.05.2005г., № 137 “Об использовании дистанционных образовательных технологий”; - Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, Приложения N2 и N3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.08.2008г., № N 379н; - Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008г., № № 1662-р; - О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008г., № № АФ-150/06; - Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г., № № 373; - Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.03.2009г., № № 95; - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009г.; - Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г., № N 189; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 г. № 1060); - Национальная Образовательная инициатива “Наша новая школа” (в частности, направления “Переход на новые образовательные стандарты”, “Развитие системы поддержки талантливых детей”, “Сохранение и укрепление здоровья школьников”, 04 февраля 2010г., Пр-271); - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010г., № 889 «О внесении изменений в федеральный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004г., № 1312»; - Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010; - О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда на 2011 - 2015 годы», Постановление от 17.03.2011г., № №175; - О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011г., № N 163-р; - О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 2017 годы, Указ Президента РФ от 01.06.2012г., № 761; - Закон Российской Федерации "Об образовании в РФ" от 29.12.2012г., № 273-ФЗ; - О ратификации Конвенции о правах инвалидов Закон РФ от 03.05.2012г., № 46-ФЗ; - Закон РФ от 21.12.2012г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”; - О коррекционном и инклюзивном образовании детей Разъяснения Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 июня 2013г., №ИР-535/07 от 07.06.2013 № ИР-535/07; - ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕМЕЙНОЙ ФОРМЕ Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.11.2013г., № НТ-1139/08; - Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20.09.2013г., № 1082; - ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г., № 1015; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1598 от 19.12.2014 года “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 года “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”; Автор – разработчик Исполнители Сроки реализации Цель проекта Задачи: - Методические рекомендации по составлению адаптированных программ; - Программа развития МКОУ СОШ им.А.А.Фадеева; - Программы начального и основного общего образования по ФГОС МБОУ МКОУ СОШ им.А.А.Фадеева; - Учебный план МКОУ СОШ им.А.А.Фадеева. Борисова Елена Васильевна, заместитель директора по УВР; Рабочая группа. Директор школы, заместители директора по УВР, координатор по инклюзивному обучению, педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог, медсестра, педагоги школы, педагогическое сообщество школы. 20018г. – 2021г. - Разработать и внедрить модель инклюзивной среды, адекватной особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для детей с ОВЗ, открытой для их родителей (законных представителей), гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся в условиях школы в рамках ФГОС. - Создание системы работы для обеспечения равного доступа к получению образования и необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми, независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей. - Разработать нормативно-правовую базу школы по проблеме (локальные акты); - Организовать повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов по проблемам инклюзивного образования; Основные мероприятия проекта - Разработать паспорт образовательной услуги и программное обеспечение образовательного и воспитательного процесса; - Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей в инклюзивных классах; - Обеспечить материально-техническое обеспечение, в том числе информационное; - Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом; - Создать условия для открытия инклюзивных классов с разными возможностями; - Разработать адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ; - Создание условий для «безбарьерной» среды и условий для формирования адаптивной учебно-воспитательной системы по отношению к образовательным запросам обучающихся, воспитанников и их родителей, а также современного общества; - Создание условий для развития инновационной деятельности педагогов через мотивацию профессиональной деятельности; - Создание условий для формирования жизненно важных компетенций у обучающихся, воспитанников во время УВП; - Создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение, коррекцию и развитие здоровья у обучающихся, воспитанников во время УВП; - Расширение материально-технической базы образовательного учреждения; - Создание условий для реализации индивидуального обучения и воспитания в процессе работы с семьями, воспитывающих ребёнка с ОВЗ; Заинтересованные стороны Принципы реализации проекта Дети с ослабленным здоровьем, в том числе дети с ограниченными возможностями, ученики с особыми нуждами, их родители (законные представители), проживающие на закрепленной территории. 1. Принцип гуманности, предполагающий соблюдение прав учителя и ребенка, закрепленные Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; создание в школе-интернате атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважении чести и достоинства личности ребёнка, педагога; 2. Принцип личностно-ориентированного подхода, состоящий в признании индивидуальности каждого ребёнка; обучение выступает как средство развития личности каждого обучающегося, воспитанника; самореализация как процесс раскрытия и развития природных возможностей, задатков каждого ребёнка; 3. Принцип коррекционно-развивающего компенсирующего обучения и воспитания, состоящий в интеграции действий педагогов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребёнка с ОВЗ на всех этапах обучения в школе; 4. Принцип сотрудничества, который регулирует построение взаимоотношений в школе на основе взаимного уважения и доверия учителей, учеников и родителей; 5. Принцип целостности деятельности школы на основе единства процессов коррекции, развития, обучения и воспитания обучающихся, воспитанников; 6. Принцип научности, предполагающий развитие у обучающихся понимания места и роли человека в современном мире; создание эффективной системы научно-методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетенции; 7. Принцип программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы; 8. Принцип вариативности, который предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы; использование различных методик и технологий с учетом изменений социального заказа, потребностей и интересов участников образовательного процесса; 9. Принцип эффективности социального взаимодействия, который предполагает формирование у обучающихся, воспитанников навыков социальной адаптации, самореализации; 10. Принцип индивидуализации включающий всесторонний учёт уровня развития способностей каждого ребёнка, формирование на этой основе личных программ стимулирования и коррекции развития обучающихся, воспитанников; повышения учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ребёнка; Ожидаемые результаты 11. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании, который предполагает организацию образовательного процесса на наглядно-действенной основе. - Построение модели инклюзивной среды, обеспечивающей равный доступ к услугам образования детей с ОВЗ с учетом меняющегося контингента учащихся (состав школьников каждый год разный по картине нарушений и отклонений у каждого ребенка); - Обеспечение условий для максимальной самореализации каждого воспитанника на основе использования инновационных коррекционных технологий, позволяющих оптимально решать проблему компенсации дефекта, развитие личности; - Функционирование школы как системы, обеспечивающей формирование жизненно важных компетенций у обучающихся, воспитанников на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности, их успешную самореализацию в социальном включении; - Создание здоровых и безопасных условий труда и учёбы; - Создание адекватной системы определения детей с ОВЗ, обеспечение более благоприятными условиями для их развития и включения в общественно полезную деятельность; - Укрепление кадрового потенциала школы, совершенствование системы повышения квалификации педагогов Система контроля Объемы и источники финансирования проекта школы. - Управление реализацией проекта осуществляют администрация школы, Педагогический совет. Координацию работ и контроль за исполнением Проекта осуществляет администрация школы. - Контроль за целевым использованием финансовых средств осуществляет директор школы. - Текущее бюджетное финансирование, средства целевого бюджетного фонда развития территории; - Внебюджетное финансирование (спонсорская помощь и средства благотворительных фондов). Пояснительная записка Введение Актуальность проекта. Инклюзивная образовательная среда реализует обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения адаптации всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей, особенностей развития. Предполагает решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями за счет адаптации образовательного пространства к нуждам каждого ребенка, включая реформирование образовательного процесса, методическую гибкость и вариативность, благоприятный психологический климат, перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали потребностям всех без исключения детей и обеспечивали, по возможности, полное участие детей в образовательном процессе. В контексте рассмотрения проблем инклюзивного образования понятие среды приобретает особую актуальность. Это связано с тем, что включение ребенка с особыми образовательными потребностями предъявляет новые требования к ее организации. Изменение касается технологических, организационно-методических, нравственнопсихологических и других параметров. Пространственно-предметный компонент - это материальные возможности учреждения доступная (безбарьерная) архитектурно-пространственная организация; обеспеченность современными средствами и системами, соответствующими образовательным потребностям детей). Одним из параметров безбарьерной среды является техническое обеспечение образовательного процесса. Для различных категорий детей применяются специальные технические средства (например, для детей с нарушенным слухом характеристики безбарьерной среды определяются наличием индивидуальных слуховых аппаратов, FMсистем, а также внедрением компьютерных технологий в учебный процесс, облегчающих освоение образовательной программы). Для детей с нарушенным зрением создана повышенная освещенность (не менее 1000 люкс) или местное освещение не менее 400-500 люкс. Группы и кабинеты оснащены вспомогательными средствами коррекции: подставки для детей с косоглазием, конторки – рабочее поле под углом 45 С, лупы для увеличения Структура инклюзивной образовательной среды включает в себя пространственнопредметный, содержательно-методический и коммуникативно-организационный компоненты.рассматриваемых изображений, экраны с подсветкой. Содержательно-методический компонент включает в себя адаптированный индивидуальный маршрут развития ребенка, вариативность и гибкость образовательновоспитательных методик, форм и средств. Коммуникативно - организационный компонент – это личностная и профессиональная готовность педагогов к работе, благоприятный психологический климат в коллективе, управление командной деятельностью специалистов. Организованная таким образом инклюзивная образовательная среда работает при условиях: – принятие философии инклюзии; – наличие юридически оформленного договора между образовательным учреждением и родителями, включающего все необходимые условия обучения ребенка, в том числе требования, предъявляемые к родителям (семье); – преемственность в работе образовательных учреждений разного типа и вида; – наличие соответствующих методических разработок и рекомендаций, основанных на компетентностно - деятельностном подходе для детей с разным стартовым уровнем; – наличие примерных учебных планов и т. п.; – наличие УМК, дидактических материалов; – подготовка педагогических работников, включенных в инклюзивный процесс, в том числе специалистов сопровождения. – архитектурные преобразования, включая безбарьерную среду; – адекватное финансирование Основные стратегии инклюзивной школы: – разработка и апробация новых форм многоуровневой подачи учебного материала и организации урока; – разработка индивидуальных учебных маршрутов и планов; – организация работы междисциплинарной команды специалистов; – создание системы воспитания толерантного самосознания учащихся; - создание условий общей доступности образовательного учреждения. Сегодня, около 5% детей дошкольного и школьного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. В настоящее время в нашей школе увеличивается количество детей, которые относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, нуждающиеся в специальном образовании, отвечающем особым образовательным потребностям. К их числу относятся дети с нарушениями восприятия (неслышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие), умственно отсталые (в том числе и глубоко умственно отсталые) и дети с задержкой психического развития, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, с тяжелыми нарушениями речи, а также со сложными, комбинированными недостатками в развитии. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом “Об образовании в Российской Федерации” эти дети имеют равные со всеми права на образование. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности. Учитывая контингент школы, который неоднороден по своему составу с точки зрения картины нарушений каждого ребенка, необходимо опираться на научно-методические разработки, которые бы обеспечивали коррекционно - развивающее сопровождение детей одного возраста с разными видами нарушений. Проект предназначен для решения сложной проблемы обучения и социализации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы. В тоже время реализация проекта будет способствовать повышению степени интеграции детей с особенностями в развитии в социальную среду. Актуальность проекта заключена в том, что дети с ОВЗ должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения Цель и задачи проекта. Цель: Разработать и внедрить модель инклюзивной среды, адекватной особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для детей с ОВЗ, открытой для их родителей (законных представителей), гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся. Задачи: 1.Разработать нормативно-правовую базу школы по проблеме (локальные акты). 2.Организовать повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов по проблемам инклюзивного образования. 3.Разработать паспорт образовательной услуги и программное обеспечение образовательного и воспитательного процесса 4.Обеспечить эффективного психолого-педагогическое сопровождение развития детей в инклюзивных классах. Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности. 5.Обеспечить материально-техническое обеспечение, в том числе информационное. 6.Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом. 7.Создать условия для открытия инклюзивных классов с разными возможностями. 8.Разработать адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ. 9.Организация системы психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования. 10.Охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей с учетом специфики их личностных и психофизических особенностей. 11.Создание условий для инклюзии, социальной интеграции своих воспитанников в разные сферы жизни: досуговые, правовые, образовательные и другие. 12.Социальное сближение ребенка с особыми образовательными потребностями и обычных детей при сохранении своеобразия, уникальности, различия каждого. Этапы реализации проекта Этап Задачи Подготовительный • изучение потребностей социума в организации инклюзивного образовательного пространства, • изучение возможностей школы для организации инклюзивного образования детей с разными возможностями; • разработка нормативно-правовой базы школы в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании; • разработка программно-методического обеспечения Подготовительный этап: создание банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях; создание “безбарьерной” среды (материальнотехническое и информационное обеспечение, обеспечение доступности в помещениях школы и т.п.); адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях в связи с полученным банком данных о детях; формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психологомедико-социальной баз; формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе; курсовая подготовка педагогов. создание банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях; создание “безбарьерной” среды (материальнотехническое и информационное обеспечение, обеспечение доступности в помещениях школы и т.п.); адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях в связи с полученным банком данных о детях; формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психологомедико-социальной баз; формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе; Сроки курсовая подготовка педагогов. Деятельностный этап (основной): непосредственная работа с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами; коррекционно-развивающая работа; социальная адаптация; работа “Родительского клуба”; курсовая подготовка педагогов. Рефлексивный этап: контроль и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию; обобщение результатов и построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования; Этап запуска проекта Основной этап развертывания проекта Завершающий этап проекта составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении. 1.Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивных классов. 2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов детей, составление Индивидуальных образовательного маршрута и Индивидуальных образовательных планов. 3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей учащихся 4. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивного класса 5. Оценка эффективности инклюзивного образовательного процесса. Обобщение опыта, диагностика и контроль . 1.Определение проблем и выбор путей из решения. Разработанная модель организации инклюзивного образовательного пространства может быть адаптирована для других общеобразовательных учреждений. 2.Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование.- учебный процесс контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам. Ожидаемые результаты: - Построение модели инклюзивной среды, обеспечивающей равный доступ к услугам образования детей с ОВЗ с учетом меняющегося контингента учащихся (состав школьников каждый год разный по картине нарушений и отклонений у каждого ребенка) - Обеспечение условий для максимальной самореализации каждого воспитанника на основе использования инновационных коррекционных технологий, позволяющих оптимально решать проблему компенсации дефекта, развитие личности. - Функционирование школы как системы, обеспечивающей формирование жизненно важных компетенций у обучающихся, воспитанников на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности, их успешную самореализацию в социальном включении. - Создание здоровых и безопасных условий труда и учёбы. -Создание адекватной системы определения детей с ОВЗ, обеспечение более благоприятными условиями для их развития и включения в общественно полезную деятельность; -Укрепление кадрового потенциала школы, совершенствование системы повышения квалификации педагогов школы. Проект будет реализован через вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, участия в общественной жизни школы, с использованием психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся. Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов школы, в состав которой войдут администрация школы, педагог-психолог, учителя-предметники, классные руководители. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях общеобразовательного учреждения. Родители смогут быть активными участниками образовательного процесса. Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья. Критерии оценки реализации проекта: Критерий Толерантность субъектов инклюзивного образовательного процесса Показатели Толерантное отношение ко всему процессу инклюзии. Рост удовлетворенности качеством работы со Удовлетворены полностью. стороны родителей Проведение обучающих семинаров педагогов Проводятся регулярно. и специалистов Наличие нормативных материалов по проблеме инклюзивного обучения Взаимодействие с организациями других Имеются все необходимые материалы. Тесное сотрудничество. ведомств Обеспечение ОУ справочными изданиями, учебно-методическими пособиями База диагностического инструментария, специальных коррекционных методик, мультимедийных пособий Сформированность материально-технической базы Наличие медико-психолого-педагогического сопровождения Использование технологии поэтапного включения Вариативная составляющая ОП Полное обеспечение. Внеурочная деятельность План мероприятий полный. Дополнительные занятия с узкими специалистами Занятия проводятся, штат узких специалистов укомплектован. Постоянно обновляется. Сформирована. Полная комплектация специалистов. Владение технологиями. Введение коррекционного компонента. Мероприятия по реализации проекта № Наименование мероприятий 1. Срок исполнения Исполнители Нормативно – правовое и организационное обеспечение 1.2. Обеспечение нормативно-правовой базы реализации экспериментальной деятельности. 1.3. Создание приказов Сентябрь Директор 1.4. Разработка положений, функциональных обязанностей и т.д. 2. Работа с родителями 2.1 Вовлечение родителей в образовательный и воспитательный процесс. В течение года Классные руководители, зам. по воспитательной работе. 2.2. Создание семейного клуба "Растем вместе" 2.3 Читательская конференция "Читаем вместе" Библиотекарь 2.4 Спортивные мероприятия: веселые старты, дни Здоровья Учителя физической культуры. 3. Организация образовательного процесса Обучающиеся 3.1 Факультативные занятия 3.2 Кружки, секции В течение года Учителя предметники В течение года Педагоги доп. образования. 3.3 Конкурсы, олимпиады В течение года Учителя предметники Учителя 3. 4. Уточнение состава группы учителейэкспериментаторов 3.5 Организация работы педагогического коллектива в условиях ЭД 3.6 Курсовая подготовка 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 Август, сентябрь Сентябрь Директор Зам. директора по НМР Сентябрь - май Зам. директора по НМР Организация поддержки и сопровождения ЭР: Сентябрь, Зам. директора психолого-педагогического; научнооктябрь, в по НМР методического; информационного течение года В течение года Зам. директора Контроль хода ЭД по НМР В течение года Директор, зам. Изучение и обобщение опыта работы в директора по интегративном образовательном пространстве: из НМР опыта включения в образовательный процесс детей с ДЦП; особенности интегративной образовательной среды основной школы; творческая деятельность как условие успешной адаптации ребенка в социуме В течение года Директор, зам. Разработка и реализация программы по директора по НМР преемственности начальной и основной школы В течение года Директор, зам. Обеспечение школы необходимым оборудованием, директора по НМР создание безбарьерной среды В результате реализации проекта педагоги школы освоят технологию обучения детей с особыми образовательными потребностями. Родители (законные представители) ребенка получат возможность обучения своих детей в общеобразовательной школе по индивидуальной траектории обучения, успешной их социализации. Учащиеся школы получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности. Данный проект позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду МКОУ СОШ им.А.А.Фадеева