Паспорт проекта инклюзивной среды в МКОУ СОШ им. А.А. Фадеева

ПАСПОРТ ПРОЕКТА
ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ
«Каждый ребёнок - особенный, все дети — равные!»
в МКОУСОШ им.А.А.ФАДЕЕВА
с.ЧУГУЕВКА ЧУГУЕВСКОГО РАЙОНА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Наименование
Создание модели инклюзивной среды
проекта
Нормативно-правовые - Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);
основания для
- Конституция Российской Федерации;
разработки проекта
- Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в
индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения
массовой школы, Письмо Министерства просвещения РСФСР и
Министерства здравоохранения РСФСР от 28.07.1980 № от 8 июля
1980 г. № 281-М и от 28 июля 1980г., № 17-13-186;
- О социальной защите инвалидов в Российской Федерации Закон
Российской федерации с дополнениями, изменениями от
24.11.1995г., № N 181-ФЗ;
- Закон РФ от 24.07.1998г., № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав
ребёнка в Российской Федерации”;
- Об утверждении типового положения об образовательном
учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи, Постановление Правительства РФ от
31 июля 1998г., N 867, от 10.03.2009г. (в ред. Постановлений
Правительства РФ от 23.12.2002г., N 919, от 18.08.2008г., N 617, от
10.03.2009г., N 216);
- О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк)
образовательного учреждения), Письмо Министерства образования
Российской Федерации от 27.03.2000г., № № 27/901-6;
- О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья (со специальными образовательными
потребностями), Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001г.,
№ N 29/1524-6;
- Об организации образовательных учреждений надомного обучения
(школ надомного обучения), Письмо Минобразования РФ от
30.03.2001г., № № 29/1470-6;
- Методические рекомендации по психолого-педагогическому
сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в
условиях модернизации образования, Приложение к Письму
Минобразования и науки РФ от 27.06.2003г., № № 28-51-513/6;
- Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный

дефект, Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003, № N 27/2722-6;
- О федеральных головных и окружных учебно-методических
центрах по обучению инвалидов, Приказ Минобразования РФ
от 24.05.2004г., № N 2356;
- Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации
от 05.03.2004г., № 1089 «Об утверждении
федерального
компонента
государственных
стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного)
общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от
03.06.2008г., № 164, от 31.08.2009г., № 320, от 19.10.2009г., №
427, от 10.11.2011г., № 2643, от 24.01.2012г., № 39, от
31.01.2012г., № 69);
- Об утверждении классификаций и критериев, используемых при
осуществлении медико-социальной экспертизы граждан
федеральными государственными учреждениями медико-социальной
экспертизы Приказ министерства здравоохранения и социального
развития РФ от 22.08.2005г., № N 535;
- Об утверждении формы документов государственного образца об
основном общем, среднем (полном) общем образовании и
документов об окончании специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы VIII вида, специального
(коррекционного) класса общеобразовательного учреждения Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.11.2005г., № N 281;
- Приказ Минобрнауки России от 6.05.2005г., № 137 “Об
использовании дистанционных образовательных технологий”;
- Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида,
выдаваемая федеральными государственными учреждениями
медико-социальной экспертизы, Приложения N2 и N3 к приказу
Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
04.08.2008г., № N 379н;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ
на период до 2020 года Распоряжение Правительства РФ от
17.11.2008г., № № 1662-р;
- О создании условий для получения образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008г., №
№ АФ-150/06;
- Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования Приказ Министерства образования и науки РФ от
06.10.2009г., № № 373;
- Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической
комиссии Приказ Министерства образования и науки РФ от
24.03.2009г., № № 95;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России, 2009г.;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях,
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29.12.2010г., № N 189;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие
Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки
России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 г.
№ 1060);
- Национальная Образовательная инициатива “Наша новая школа” (в
частности, направления “Переход на новые образовательные
стандарты”, “Развитие системы поддержки талантливых детей”,
“Сохранение и укрепление здоровья школьников”, 04 февраля 2010г.,
Пр-271);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 30.08.2010г., № 889 «О внесении изменений в федеральный
учебный план и примерные учебные планы для образовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих программы
общего образования, утвержденные приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004г., №
1312»;
- Об утверждении федерального государственного стандарта
основного общего образования Приказ Министерства образования и
науки РФ от 17.12.2010;
- О государственной программе Российской Федерации «Доступная
среда на 2011 - 2015 годы», Постановление от 17.03.2011г., №
№175;
- О Концепции Федеральной целевой программы развития
образования на 2011 - 2015 годы, Распоряжение Правительства РФ
от 07.02.2011г., № N 163-р;
- О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 2017 годы, Указ Президента РФ от 01.06.2012г., № 761;
- Закон Российской Федерации "Об образовании в РФ" от
29.12.2012г., № 273-ФЗ;
- О ратификации Конвенции о правах инвалидов Закон РФ от
03.05.2012г., № 46-ФЗ;
- Закон РФ от 21.12.2012г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской
Федерации”;
- О коррекционном и инклюзивном образовании детей Разъяснения
Министерства образования и науки Российской Федерации от 07
июня 2013г., №ИР-535/07 от 07.06.2013 № ИР-535/07;
- ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В
СЕМЕЙНОЙ ФОРМЕ Письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 15.11.2013г., № НТ-1139/08;

- Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической
комиссии Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 20.09.2013г., № 1082;
- ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО,
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г., №
1015;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
№ 1598 от 19.12.2014 года “Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья”;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
№ 1599 от 19 декабря 2014 года “Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)”;

Автор – разработчик
Исполнители

Сроки реализации
Цель проекта

Задачи:

- Методические рекомендации по составлению адаптированных
программ;
- Программа развития МКОУ СОШ им.А.А.Фадеева;
- Программы начального и основного общего образования по
ФГОС МБОУ МКОУ СОШ им.А.А.Фадеева;
- Учебный план МКОУ СОШ им.А.А.Фадеева.
Борисова Елена Васильевна, заместитель директора по УВР;
Рабочая группа.
Директор школы, заместители директора по УВР, координатор по
инклюзивному обучению, педагог-психолог, учитель-логопед,
дефектолог, медсестра, педагоги школы, педагогическое сообщество
школы.
20018г. – 2021г.
- Разработать и внедрить модель инклюзивной среды, адекватной
особым образовательным потребностям, физически и эмоционально
комфортной для детей с ОВЗ, открытой для их родителей (законных
представителей), гарантирующей сохранение и укрепление
физического и психологического здоровья обучающихся в условиях
школы в рамках ФГОС.
- Создание системы работы для обеспечения равного доступа к
получению образования и необходимых условий для достижения
успеха в образовании всеми без исключения детьми, независимо от
их индивидуальных особенностей, психических и физических
возможностей.
- Разработать нормативно-правовую базу школы по проблеме
(локальные акты);
- Организовать повышение профессиональной компетентности
педагогов и специалистов по проблемам инклюзивного образования;

Основные
мероприятия
проекта

- Разработать паспорт образовательной услуги и программное
обеспечение образовательного и воспитательного процесса;
- Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития
детей в инклюзивных классах;
- Обеспечить материально-техническое обеспечение, в том числе
информационное;
- Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом;
- Создать условия для открытия инклюзивных классов с разными
возможностями;
- Разработать адаптированные образовательные программы для
детей с ОВЗ;
- Создание условий для «безбарьерной» среды и условий для
формирования адаптивной учебно-воспитательной системы по
отношению к образовательным запросам обучающихся,
воспитанников и их родителей, а также современного общества;
- Создание условий для развития инновационной деятельности
педагогов через мотивацию профессиональной деятельности;
- Создание условий для формирования жизненно важных
компетенций у обучающихся, воспитанников во время УВП;
- Создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение,
коррекцию и развитие здоровья у обучающихся, воспитанников во
время УВП;
- Расширение материально-технической базы образовательного
учреждения;
- Создание условий для реализации индивидуального обучения и
воспитания в процессе работы с семьями, воспитывающих ребёнка с
ОВЗ;

Заинтересованные
стороны
Принципы
реализации
проекта

Дети с ослабленным здоровьем, в том числе дети с ограниченными
возможностями, ученики с особыми нуждами, их родители
(законные представители), проживающие на закрепленной
территории.
 1. Принцип гуманности, предполагающий соблюдение прав учителя
и ребенка, закрепленные Законом РФ «Об образовании»,
Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими
нормативными документами; создание в школе-интернате атмосферы
заботы о здоровье и благополучии, уважении чести и достоинства
личности ребёнка, педагога;
 2. Принцип личностно-ориентированного подхода, состоящий в
признании индивидуальности каждого ребёнка; обучение выступает
как средство развития личности каждого обучающегося,
воспитанника; самореализация как процесс раскрытия и развития
природных возможностей, задатков каждого ребёнка;
 3. Принцип коррекционно-развивающего компенсирующего обучения
и воспитания, состоящий в интеграции действий педагогов в единую
систему индивидуального комплексного динамического
сопровождения развития ребёнка с ОВЗ на всех этапах обучения в
школе;
 4. Принцип сотрудничества, который регулирует построение

взаимоотношений в школе на основе взаимного уважения и
доверия учителей, учеников и родителей;
 5. Принцип целостности деятельности школы на основе единства
процессов коррекции, развития, обучения и воспитания
обучающихся, воспитанников;
 6. Принцип научности, предполагающий развитие у обучающихся
понимания места и роли человека в современном мире; создание
эффективной системы научно-методического информирования
педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и
культуры, профессиональной компетенции;


7. Принцип программно-целевого подхода, который предполагает
единую систему планирования и своевременного внесения корректив
в планы;

 8. Принцип вариативности, который предполагает осуществление
различных вариантов действий по реализации задач развития школы;
использование различных методик и технологий с учетом изменений
социального заказа, потребностей и интересов участников
образовательного процесса;
 9. Принцип эффективности социального взаимодействия, который
предполагает формирование у обучающихся, воспитанников навыков
социальной адаптации, самореализации;
 10. Принцип индивидуализации включающий всесторонний учёт
уровня развития способностей каждого ребёнка, формирование на
этой основе личных программ стимулирования и коррекции развития
обучающихся, воспитанников; повышения учебной мотивации и
развитие познавательных интересов каждого ребёнка;

Ожидаемые
результаты

 11. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании,
который предполагает организацию образовательного процесса на
наглядно-действенной основе.
- Построение модели инклюзивной среды, обеспечивающей равный
доступ к услугам образования детей с ОВЗ с учетом меняющегося
контингента учащихся (состав школьников каждый год разный по
картине нарушений и отклонений у каждого ребенка);
- Обеспечение условий для максимальной самореализации каждого
воспитанника на основе использования инновационных
коррекционных технологий, позволяющих оптимально решать
проблему компенсации дефекта, развитие личности;
- Функционирование школы как системы, обеспечивающей
формирование жизненно важных компетенций у обучающихся,
воспитанников на максимально возможном и качественном уровне в
соответствии с индивидуальными возможностями личности, их
успешную самореализацию в социальном включении;
- Создание здоровых и безопасных условий труда и учёбы;
- Создание адекватной системы определения детей с ОВЗ,
обеспечение более благоприятными условиями для их развития и
включения в общественно полезную деятельность;
- Укрепление
кадрового
потенциала школы,
совершенствование системы повышения квалификации педагогов

Система контроля

Объемы и источники
финансирования
проекта

школы.
- Управление реализацией проекта осуществляют администрация
школы, Педагогический совет. Координацию работ и контроль за
исполнением Проекта осуществляет администрация школы.
- Контроль за целевым использованием финансовых средств
осуществляет директор школы.
- Текущее бюджетное финансирование, средства целевого
бюджетного фонда развития территории;
- Внебюджетное финансирование (спонсорская помощь и средства
благотворительных фондов).
Пояснительная записка
Введение
Актуальность проекта.

Инклюзивная образовательная среда реализует обеспечение равного доступа к
получению образования и создание необходимых условий для достижения адаптации
всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей,
психических и физических возможностей, особенностей развития. Предполагает решение
проблемы образования детей с ограниченными возможностями за счет адаптации
образовательного пространства к нуждам каждого ребенка, включая реформирование
образовательного процесса, методическую гибкость и вариативность, благоприятный
психологический климат, перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали
потребностям всех без исключения детей и обеспечивали, по возможности, полное
участие детей в образовательном процессе.
В контексте рассмотрения проблем инклюзивного образования понятие среды
приобретает особую актуальность. Это связано с тем, что включение ребенка с особыми
образовательными потребностями предъявляет новые требования к ее организации.
Изменение касается технологических, организационно-методических, нравственнопсихологических и других параметров.
Пространственно-предметный компонент - это материальные возможности учреждения доступная (безбарьерная) архитектурно-пространственная организация; обеспеченность
современными средствами и системами, соответствующими образовательным
потребностям детей).
Одним из параметров безбарьерной среды является техническое обеспечение
образовательного процесса. Для различных категорий детей применяются специальные
технические средства (например, для детей с нарушенным слухом характеристики
безбарьерной среды определяются наличием индивидуальных слуховых аппаратов, FMсистем, а также внедрением компьютерных технологий в учебный процесс, облегчающих
освоение образовательной программы).
Для детей с нарушенным зрением создана повышенная освещенность (не менее 1000
люкс) или местное освещение не менее 400-500 люкс. Группы и кабинеты оснащены
вспомогательными средствами коррекции: подставки для детей с косоглазием, конторки –
рабочее поле под углом 45 С, лупы для увеличения
Структура инклюзивной образовательной среды включает в себя пространственнопредметный,
содержательно-методический
и
коммуникативно-организационный
компоненты.рассматриваемых изображений, экраны с подсветкой.

Содержательно-методический
компонент
включает
в
себя
адаптированный
индивидуальный маршрут развития ребенка, вариативность и гибкость образовательновоспитательных методик, форм и средств.
Коммуникативно - организационный компонент – это личностная и профессиональная
готовность педагогов к работе, благоприятный психологический климат в коллективе,
управление командной деятельностью специалистов.
Организованная таким образом инклюзивная образовательная среда работает при
условиях:
– принятие философии инклюзии;
– наличие юридически оформленного договора между образовательным учреждением и
родителями, включающего все необходимые условия обучения ребенка, в том числе
требования, предъявляемые к родителям (семье);
– преемственность в работе образовательных учреждений разного типа и вида;
– наличие соответствующих методических разработок и рекомендаций, основанных на
компетентностно - деятельностном подходе для детей с разным стартовым уровнем;
– наличие примерных учебных планов и т. п.;
– наличие УМК, дидактических материалов;
– подготовка педагогических работников, включенных в инклюзивный процесс, в том
числе специалистов сопровождения.
– архитектурные преобразования, включая безбарьерную среду;
– адекватное финансирование
Основные стратегии инклюзивной школы:
– разработка и апробация новых форм многоуровневой подачи учебного материала и
организации урока;
– разработка индивидуальных учебных маршрутов и планов;
– организация работы междисциплинарной команды специалистов;
– создание системы воспитания толерантного самосознания учащихся;
- создание условий общей доступности образовательного учреждения.
Сегодня, около 5% детей дошкольного и школьного возраста, проживающих в
Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями,
вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в
специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.
В настоящее время в нашей школе увеличивается количество детей, которые
относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными
отклонениями в состоянии здоровья, нуждающиеся в специальном образовании,
отвечающем особым образовательным потребностям. К их числу относятся дети с
нарушениями восприятия (неслышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие),
умственно отсталые (в том числе и глубоко умственно отсталые) и дети с задержкой
психического развития, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и
поведения, с тяжелыми нарушениями речи, а также со сложными, комбинированными
недостатками в развитии.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом “Об образовании в
Российской Федерации” эти дети имеют равные со всеми права на образование.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает
создание
для
них
психологически
комфортной
коррекционно-развивающей
образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными
детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов,
лечение и оздоровление, воспитание; для их самореализации и социализации через
включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности. Учитывая
контингент школы, который неоднороден по своему составу с точки зрения картины
нарушений каждого ребенка, необходимо опираться на научно-методические разработки,
которые бы обеспечивали коррекционно - развивающее сопровождение детей одного
возраста с разными видами нарушений.
Проект предназначен для решения сложной проблемы обучения и социализации детей
с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы. В тоже время реализация проекта будет
способствовать повышению степени интеграции детей с особенностями в развитии в
социальную среду.
Актуальность проекта заключена в том, что дети с ОВЗ должны иметь равные
возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует
потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с
ограниченными возможностями оптимальные условия обучения
Цель и задачи проекта.
Цель: Разработать и внедрить модель инклюзивной среды, адекватной особым
образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для детей с ОВЗ,
открытой для их родителей (законных представителей), гарантирующей сохранение и
укрепление физического и психологического здоровья обучающихся.
Задачи:
1.Разработать нормативно-правовую базу школы по проблеме (локальные акты).
2.Организовать повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов
по проблемам инклюзивного образования.
3.Разработать паспорт образовательной услуги и программное обеспечение
образовательного и воспитательного процесса
4.Обеспечить эффективного психолого-педагогическое сопровождение развития детей в
инклюзивных классах. Создание единой психологически комфортной образовательной
среды для детей, имеющих разные стартовые возможности.
5.Обеспечить материально-техническое обеспечение, в том числе информационное.
6.Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом.
7.Создать условия для открытия инклюзивных классов с разными возможностями.
8.Разработать адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ.
9.Организация
системы
психолого-педагогического
сопровождения
процесса
инклюзивного образования.
10.Охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей с учетом
специфики их личностных и психофизических особенностей.
11.Создание условий для инклюзии, социальной интеграции своих воспитанников в
разные сферы жизни: досуговые, правовые, образовательные и другие.
12.Социальное сближение ребенка с особыми образовательными потребностями и
обычных детей при сохранении своеобразия, уникальности, различия каждого.

Этапы реализации проекта
Этап

Задачи

Подготовительный •
изучение потребностей социума в организации
инклюзивного образовательного пространства,
•
изучение возможностей школы для организации
инклюзивного образования детей с разными
возможностями;
•
разработка нормативно-правовой базы школы в
соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном
образовании;
•
разработка программно-методического обеспечения
Подготовительный этап:
 создание банка данных о детях, нуждающихся в
особых условиях;
 создание “безбарьерной” среды (материальнотехническое и информационное обеспечение,
обеспечение доступности в помещениях школы
и т.п.);
 адаптация содержания образовательной
программы в различных предметных областях в
связи с полученным банком данных о детях;
 формирование нормативно-правовой,
методической, образовательной, психологомедико-социальной баз;
 формирование банка данных передового опыта,
имеющегося по инклюзивному образованию в
мире, России, городе;
 курсовая подготовка педагогов.
 создание банка данных о детях, нуждающихся в
особых условиях;
 создание “безбарьерной” среды (материальнотехническое и информационное обеспечение,
обеспечение доступности в помещениях школы
и т.п.);
 адаптация содержания образовательной
программы в различных предметных областях в
связи с полученным банком данных о детях;
 формирование нормативно-правовой,
методической, образовательной, психологомедико-социальной баз;
 формирование банка данных передового опыта,
имеющегося по инклюзивному образованию в
мире, России, городе;

Сроки

 курсовая подготовка педагогов.
Деятельностный этап (основной):


непосредственная работа с детьми ОВЗ и
детьми-инвалидами;



коррекционно-развивающая работа;



социальная адаптация;



работа “Родительского клуба”;



курсовая подготовка педагогов.
Рефлексивный этап:

 контроль и анализ результатов деятельности ОУ
по инклюзивному образованию;
 обобщение результатов и построение системы
трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного
образования;

Этап запуска
проекта

Основной этап
развертывания
проекта
Завершающий
этап проекта

составление перспективного план дальнейшей
работы в этом направлении.
1.Диагностика индивидуальных особенностей развития
детей инклюзивных классов.
2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов
детей, составление Индивидуальных образовательного
маршрута и Индивидуальных образовательных планов.
3. Планирование образовательного процесса с учетом
индивидуальных образовательных потребностей учащихся
4. Организация совместной жизнедеятельности детей в
условиях инклюзивного класса
5. Оценка эффективности инклюзивного образовательного
процесса.

Обобщение опыта, диагностика и контроль
.

1.Определение проблем и выбор путей из решения.
Разработанная модель организации инклюзивного
образовательного пространства может быть адаптирована
для других общеобразовательных учреждений.
2.Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели
образования позволит организовать процесс обучения лиц с
ОВЗ по замкнутой схеме планирование.- учебный процесс контроль - анализ - коррекция.
Это позволит оперативно корректировать действий
непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по
конечным результатам.

Ожидаемые результаты:
- Построение модели инклюзивной среды, обеспечивающей равный доступ к услугам
образования детей с ОВЗ с учетом меняющегося контингента учащихся (состав
школьников каждый год разный по картине нарушений и отклонений у каждого ребенка)
- Обеспечение условий для максимальной самореализации каждого воспитанника на
основе использования инновационных коррекционных технологий, позволяющих
оптимально решать проблему компенсации дефекта, развитие личности.
- Функционирование школы как системы, обеспечивающей формирование жизненно
важных компетенций у обучающихся, воспитанников на максимально возможном и
качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности, их
успешную самореализацию в социальном включении.
- Создание здоровых и безопасных условий труда и учёбы.
-Создание адекватной системы определения
детей с ОВЗ, обеспечение более
благоприятными условиями для их развития и включения в общественно полезную
деятельность;
-Укрепление
кадрового
потенциала школы,
совершенствование
системы
повышения квалификации педагогов школы.
Проект
будет
реализован
через
вовлечение
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий,
специальных, оздоровительных мероприятий, участия в общественной жизни школы, с
использованием психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся.
Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов школы, в состав которой
войдут администрация школы, педагог-психолог, учителя-предметники, классные
руководители.
Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях
общеобразовательного учреждения. Родители смогут быть активными участниками
образовательного процесса. Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения,
участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного
отношения к людям с недостатками развития и здоровья.
Критерии оценки реализации проекта:
Критерий
Толерантность субъектов инклюзивного
образовательного процесса

Показатели
Толерантное отношение ко всему процессу
инклюзии.

Рост удовлетворенности качеством работы со Удовлетворены полностью.
стороны родителей
Проведение обучающих семинаров педагогов Проводятся регулярно.
и специалистов
Наличие нормативных материалов по
проблеме инклюзивного обучения
Взаимодействие с организациями других

Имеются все необходимые материалы.
Тесное сотрудничество.

ведомств
Обеспечение ОУ справочными изданиями,
учебно-методическими пособиями
База диагностического инструментария,
специальных коррекционных методик,
мультимедийных пособий
Сформированность материально-технической
базы
Наличие медико-психолого-педагогического
сопровождения
Использование технологии поэтапного
включения
Вариативная составляющая ОП

Полное обеспечение.

Внеурочная деятельность

План мероприятий полный.

Дополнительные занятия с узкими
специалистами

Занятия проводятся, штат узких специалистов
укомплектован.

Постоянно обновляется.

Сформирована.
Полная комплектация специалистов.
Владение технологиями.
Введение коррекционного компонента.

Мероприятия по реализации проекта
№

Наименование мероприятий
1.

Срок
исполнения

Исполнители

Нормативно – правовое и организационное обеспечение

1.2. Обеспечение нормативно-правовой базы
реализации экспериментальной деятельности.
1.3. Создание приказов

Сентябрь

Директор

1.4. Разработка положений, функциональных
обязанностей и т.д.
2. Работа с родителями
2.1 Вовлечение родителей в образовательный и
воспитательный процесс.

В течение года Классные
руководители,
зам. по
воспитательной
работе.

2.2. Создание семейного клуба "Растем вместе"
2.3

Читательская конференция "Читаем вместе"

Библиотекарь

2.4

Спортивные мероприятия: веселые старты, дни
Здоровья

Учителя
физической
культуры.

3. Организация образовательного процесса
Обучающиеся
3.1

Факультативные занятия

3.2

Кружки, секции

В течение года Учителя предметники
В течение года Педагоги доп.

образования.
3.3

Конкурсы, олимпиады

В течение года Учителя предметники

Учителя
3. 4. Уточнение состава группы учителейэкспериментаторов
3.5 Организация работы педагогического коллектива
в условиях ЭД
3.6 Курсовая подготовка
3.7

3.8
3.9

3.10

3.11

Август,
сентябрь
Сентябрь

Директор

Зам. директора
по НМР
Сентябрь - май Зам. директора
по НМР
Организация поддержки и сопровождения ЭР:
Сентябрь,
Зам. директора
психолого-педагогического; научнооктябрь, в
по НМР
методического; информационного
течение года
В течение года Зам. директора
Контроль хода ЭД
по НМР
В течение года Директор, зам.
Изучение и обобщение опыта работы в
директора по
интегративном образовательном пространстве: из
НМР
опыта включения в образовательный процесс
детей с ДЦП; особенности интегративной
образовательной среды основной школы;
творческая деятельность как условие успешной
адаптации ребенка в социуме
В течение года Директор, зам.
Разработка и реализация программы по
директора по
НМР
преемственности начальной и основной школы
В течение года Директор, зам.
Обеспечение школы необходимым оборудованием,
директора по
НМР
создание безбарьерной среды

В результате реализации проекта педагоги школы освоят технологию обучения
детей с особыми образовательными потребностями. Родители (законные представители)
ребенка получат возможность обучения своих детей в общеобразовательной школе по
индивидуальной траектории обучения, успешной их социализации. Учащиеся школы
получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности.

Данный проект позволит удовлетворить потребности общества в
инклюзивном образовании путем включения детей с ограниченными
возможностями здоровья в образовательную среду МКОУ СОШ
им.А.А.Фадеева


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».