Особенности организации работы

№
пп

1.

Особенности организации образовательной деятельности для лиц с
ограниченными возможностями здоровья

Приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
(Минобрнауки России) от
30 августа 2013 г. N 1015 г.
Москва "Об утверждении
Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности по основным
общеобразовательным
программам
образовательным
программам
начального
общего, основного общего
и
среднего
общего
образования"

1. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с
ограниченными возможностями здоровья
2. Содержание общего образования и условия организации обучения учащихся с
ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной
образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида.
3. Исходя из категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья их
численность в классе (группе) не должна превышать 15 человек.
4. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, создаются
специальные условия для получения образования учащимися с
ограниченными возможностями здоровья:
а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети "Интернет" с
учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к
международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);
размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или
слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых
потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий
(должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5
см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и

продублирована шрифтом Брайля);
присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь;
обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный
шрифт) или аудиофайлов;
обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и использующего собакуповодыря, к зданию образовательной организации, располагающему местом для
размещения собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося;
б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий
визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров
(мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров
помещения));
обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
обеспечение получения информации с использованием русского жестового языка
(сурдоперевода, тифлосурдоперевода);
в) для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:
обеспечение беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения,
столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также
их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней,
расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до
высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
5. Для получения без дискриминации качественного образования лицами с
ограниченными возможностями здоровья создаются:
необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной
адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных
педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и
способов общения;
условия, в максимальной степени способствующие получению образования

определенного уровня и определенной направленности, а также социальному
развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного
образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
6. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным образовательным программам для
слабослышащих учащихся (имеющих частичную потерю слуха и различную
степень недоразвития речи) и позднооглохших учащихся (оглохших в дошкольном
или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь),
создаются два отделения:
1 отделение - для учащихся с легким недоразвитием речи, обусловленным
нарушением слуха;
2 отделение - для учащихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным
нарушением слуха.
7. В образовательной организации, осуществляющей образовательную
деятельность по адаптированным образовательным программам, допускается
совместное обучение слепых и слабовидящих учащихся, а также учащихся с
пониженным зрением, страдающих амблиопией и косоглазием и нуждающихся в
офтальмологическом сопровождении.
Основой обучения слепых учащихся является система Брайля.27. В
образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным образовательным программам для учащихся, имеющих
тяжелые нарушения речи, создаются два отделения:
1 отделение - для учащихся, имеющих общее недоразвитие речи тяжелой степени
(алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также учащихся, имеющих общее
недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием;
2 отделение - для учащихся с тяжелой формой заикания при нормальном развитии
речи.
В составе 1 и 2 отделений комплектуются классы (группы) учащихся, имеющих

однотипные формы речевой патологии, с обязательным учетом уровня их речевого
развития.
8. В случае если учащиеся завершают освоение адаптированных основных
образовательных программ основного общего образования до достижения
совершеннолетия и не могут быть трудоустроены, для них открываются классы
(группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных
областей соответствующей образовательной программы.
9. В образовательной организации, осуществляющей образовательную
деятельность по адаптированным образовательным программам, допускается:
совместное обучение учащихся с задержкой психического развития и учащихся с
расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых
сопоставимо с задержкой психического развития;
совместное обучение по образовательным программам для учащихся с
умственной отсталостью и учащихся с расстройством аутистического спектра,
интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью (не
более одного ребенка в один класс).
Учащимся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие
которых сопоставимо с задержкой психического развития, на период адаптации к
нахождению в образовательной организации (от полугода до 1 года) организуется
специальное сопровождение.Для успешной адаптации учащихся с расстройствами
аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует
воспитатель (тьютор), организуются индивидуальные занятия с педагогомпсихологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального
и социального развития таких детей из расчета 5 - 8 учащихся с расстройством
аутистического спектра на одну ставку должности педагога-психолога.
30. Реализация адаптированных основных образовательных программ в части
трудового
обучения осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на

потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей
психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов учащихся
с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных
представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя
подготовку учащегося для индивидуальной трудовой деятельности.
В классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов,
предметных
областей
соответствующей
образовательной
программы
принимаются учащиеся, окончившие 9 (10) класс. Квалификационные разряды
выпускникам присваиваются только администрацией заинтересованного
предприятия или организацией профессионального образования. Учащимся, не
получившим квалификационного разряда, выдается свидетельство об обучении и
характеристика с перечнем работ, которые они способны выполнять
самостоятельно.
10. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным образовательным программам для
учащихся с умственной отсталостью, создаются классы (группы) для учащихся с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
В классы (группы), группы продленного дня для учащихся с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью принимаются дети, не имеющие медицинских
противопоказаний для пребывания в образовательной организации, владеющие
элементарными навыками самообслуживания.
11. При организации образовательной деятельности по адаптированной основной
образовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной
работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с
учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице: учителядефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 - 12 учащихся с
ограниченными возможностями здоровья;
учителя-логопеда на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями

2.

Приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской Федерации
от 30 августа 2013 г. №
1014Порядок организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по основным
общеобразовательным
программам
образовательным

здоровья;
педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями
здоровья;
тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 учащихся с ограниченными
возможностями здоровья.
12. Для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов,
которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации,
на основании заключения медицинской организации и письменного обращения
родителей (законных представителей) обучение по общеобразовательным
программам организуется на дому или в медицинских организациях.
Порядок регламентации и оформления отношений государственной и
муниципальной образовательной организации и родителей (законных
представителей) учащихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детейинвалидов в части организации обучения по общеобразовательным программам
на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым
актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской
Федерации."
Утверждён порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования. Дошкольное образование можно получить в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне
таковых (в форме семейного образования). Его содержание определяется
образовательной
программой
дошкольного
образования.
Программа
самостоятельно
разрабатывается
и
утверждается
образовательными
организациями. Требования к структуре, объёму, условиям реализации и
результатам освоения программы определяются соответствующим федеральным
государственным образовательным стандартом. Образовательная организация
обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за

3.

программам дошкольного воспитанниками в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных
образования.
отношений. Образовательная деятельность в организации осуществляется в
группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую,
оздоровительную или комбинированную направленность. Могут быть
организованы (без реализации образовательной программы дошкольного
образования) группы детей раннего возраста (обеспечивающие развитие,
присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет), а
также по присмотру и уходу для лиц в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Также могут
быть созданы семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности
населения в услугах дошкольного образования в семьях. Организация
самостоятельно определяет режим её работы по 5-дневной или 6-дневной рабочей
неделе. Группы могут функционировать в режиме полного (12 часов),
сокращенного (8–10,5 часов), продленного (13–14 часов) дня, кратковременного
(от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. Приведены особенности
организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья. Типовое положение о дошкольном образовательном
учреждении, утверждённое в 2011 г., признано утратившим силу.
Приказ
Установлен порядок ведения образовательной деятельности по дополнительным
Министерства образования общеобразовательным программам. Закреплено, на что должна быть направлена
и
науки
Российской такая деятельность. Необходимо, чтобы она формировала и развивала творческие
Федерации
способности учащихся. Обеспечивала их духовно-нравственное, патриотическое и
от 29 августа 2013 г. № трудовое воспитание. Выявляла и поддерживала таланты. Способствовала
1008
профориентации обучающихся, их социализации и адаптации к жизни в обществе.
"Об утверждении порядка Содержание дополнительных общеразвивающих и предпрофессиональных
организации
и программ определяются самим учебным заведением. Образовательный процесс
осуществления
проходит в группах (клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры,
образовательной
творческие коллективы, ансамбли, театры и т. д.), а также индивидуально.
деятельности
по Количество учащихся, их возрастные категории, а также продолжительность

дополнительным
общеобразовательным
программам"

занятий устанавливаются локальным нормативным актом. Расписание
составляется с учётом пожеланий учеников и их родителей (законных
представителей). Каждый учащийся вправе заниматься в нескольких группах и
менять их. Могут использоваться различные образовательные технологии, в т. ч.
дистанционные и электронное обучение. Отдельное внимание уделено обучению
лиц с ограниченными возможностями здоровья. Так, им бесплатно
предоставляются специальные учебники и услуги сурдопереводчиков. Прежнее
типовое положение об образовательном учреждении допобразования детей
признано утратившим силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».